16 апреля 2021 17:45

Чародейка вернулась

Последней премьерой этого сезона в Большом театре стала опера «Чародейка».

У этой оперы Чайковского не самая счастливая судьба. Например, в Большом театре последний раз она шла почти 50 лет назад. Считалось, что сюжет, в основе которого лежит одноимённая драма И.В. Шпажинского, перегружен аффектами. Отец князь Никита Данилыч и его сын княжич Юрий влюбляются в одну и ту же женщину – хозяйку заезжего двора Настасью по прозвищу Кума. Жена князя, ослеплённая ревностью, даёт Настасье яд и сбрасывает её тело в реку. Сын проклинает мать. Отец убивает сына и сходит с ума. А когда страстей слишком много, сопереживать им всегда трудно.

На новое обращение к «Чародейке» решились дирижёр Александр Лазарев, художник Валерий Левенталь и режиссёр Музыкального театра Станиславского Александр Титель. Они не стали искать в опере новых смыслов, справедливо решив, что публике надо дать возможность увидеть то, что уже заложено в ней, но прошло мимо, расслышать музыку Чайковского, которую сам он в этой своей опере ценил очень высоко.

На сцене установлен ступенчатый помост в форме креста. Меняются декорации, но крест никуда не девается, как не деться от него и героям, бескомпромиссным и уже поэтому обречённым. За ним река. Иллюзия воды благодаря художнику по свету Дамиру Исмагилову просто дивная. Она течёт, волнуется или становится неподвижной. Вначале, когда Кума ещё не знает ни князя, ни его сына, вода синяя, безмятежная. Потом она будет и тёмной, и чёрной, и багровой, а ближе к смертельной развязке – седой, неподвижной, словно мёртвой. Кажется, именно образ реки лучше всего отражает музыку «Чародейки».

Оркестр под управлением Александра Лазарева играл блистательно, не потеряв ни одного акцента, по сути, открывая новому поколению публики эту музыку.

Но без настоящей Кумы этому спектаклю всё равно не бывать. Это она лишает покоя героев, обладает таким разящим магнетизмом, что мужчины готовы сломать судьбу и свою, и близких людей. У Анны Нечаевой, исполняющей Куму, это есть. Точнее, появилось. Вначале актриса явно чувствовала себя не вполне уверенно и даже терялась среди хора. Однако по мере движения спектакля она обретала силу, свободу своей героини. Но прежде всего её Кума – одинокая женщина, которой приходится быть сильной. Однако от этого она становится и более реальной.

Князь в исполнении Валерия Алексеева – это самодур, который в своём намерении пойдёт до конца, даже если это несёт гибель. Старого дьяка Мамырова, который вынашивает месть Куме, сыграл Владимир Моторин. Роль вполне однозначная, без психологических подтекстов, но большой мастер Моторин наполняет её таким набором красок, что от его игры невозможно оторваться.

Все эти артисты были на высоте и вокально. Увы, несколько разочаровал Всеволод Гривнов в роли княжича. Его герой получился явно не из высшего сословия, да и голос певца недостаточно силён, чтобы наполнить сцену Большого театра. Елене Манистиной также ещё только предстоит стать княгиней. Певица много и успешно сейчас работает на Западе, однако на сей раз не смогла в полной мере блеснуть своим красивым голосом. Но, что особенно радует, весь актёрский ансамбль и даже хор отличала хорошая дикция. Наконец-то публика получила возможность понять, о чём поётся в русской опере.

Чайковский в своё время говорил, что когда-нибудь его «Чародейка» будет оценена по достоинству. Во всяком случае, у нынешней постановки для этого есть все основания.

Вера Лазарева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30