14 апреля 2021 17:21

Смотреть... руками

В рамках Московского международного кинофестиваля открылась выставка, посвящённая «тактильному кинематографу». Экспозиция разместилась в фонде культуры «Екатерина» на Большой Лубянке.

«Я много размышляю о тактильном кинематографе, это было бы несложно и просто фантастично. Нам следует подумать об этом, по крайней мере, на будущее, если мы не можем осуществить это сейчас. Публика будет трепетать», – писал Сальвадор Дали.

Мечту гения неоднократно пытались воплотить в жизнь авангардисты начала XX века. Помимо формы и цвета, они включали в свои произведения ещё одну составляющую – движение. Так, наш художник Михаил Матюшин придумал цветовые таблицы, с помощью которых показал, насколько широки возможности глаз.

Создатели выставки собрали большое количество подобных опытов и представили их на суд зрителей. Кстати, так они поступают уже во второй раз. Прошлогодняя выставка называлась «Расширенный кинематограф». «Если в том году мы выставляли современных художников, то в этом году у нас историческая ретроспектива. Мы показываем, во что превратились в 60–70-е годы идеи авангардного кинематографа и работы сюрреалистов начала прошлого века», – говорит куратор выставки Ольга Шишко.

В нынешней экспозиции представлены фильмы более чем 30 художников. Самый любопытный раздел выставки – «Тактильный кинематограф». В нём рассказывается о фильмах, которые «можно смотреть руками». Правда, «осязаемости» там вопреки ожиданиям немного. Так, например, художник Константин Сёмин создал ремейк 16-минутного сюрреалистического немого фильма Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пёс». В нём он показал эскизы художника и комментарии режиссёра к ним. Об интерактивности Константин лишь мечтает: «Было бы фантастично, если бы, например, на экране герой гладил муфту, а посетитель мог её тут же потрогать».

Зато «тактильность» хоть немного можно прочувствовать в фильме, снятом в 1968 году на улицах Вены. Одним из создателей эксперимента стала австрийская художница Вали Экспорт.

Любопытен ещё один раздел выставки – «Чистое искусство». Он предполагает отношение к экрану как к холсту. Тут интересна работа американо-корейского художника Джун Пайка «Дзен для кино», где проектор с характерным потрескиванием проецирует на стену ничем не заполненный поцарапанный кадр и, если мимо проходит человек, его тень на миг появляется там, как бы создавая картину.

Посмотреть «кино руками» можно до 19 августа.

Евгения Заболотских

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30