17 октября 2021 10:26

Человек и транспорт

Современная прикладная психология начиналась на железной дороге

Международная конференция «Человек и транспорт. Психология. Экономика. Техника» пройдёт 28–30 июня в ПГУПСе. Первый такой форум состоялся в 2010 году.

Валерий Ситников, заведующий кафедрой прикладной психологии ПГУПСа, доктор психол. наук, профессор, председатель Восточно-Европейского отделения International Council of Psychologysts (ICP)
– Валерий Леонидович, вы были инициатором этой конференции. С чем связано проведение форумов с такой проблематикой?
– Нельзя назвать какую-то одну причину. Можно говорить об исторических, научно-образовательных, социальных, психологических, экономических и технических основаниях проведения этих конференций. В 2009 году нашему университету исполнилось 200 лет. В этом году исполняется 175 лет железным дорогам России и 30 лет нашей кафедре прикладной психологии. И кафедра не могла не отметить эти знаменательные события.
Наш университет – старейший транспортный вуз страны, возникший за десятки лет до появления первых железных дорог. Причём он сразу создавался как высшее учебное заведение, в отличие от многих других нынешних вузов, отсчитывающих свою историю от профессиональных училищ или даже детских приютов. Именно с его основания ведётся отсчёт начала транспортного образования в стране. И с самых первых дней открытия вуза уделялось внимание не только инженерно-технической подготовке, но и формированию всесторонне развитых личностей, развитию в процессе обучения таких человеческих качеств, как ответственность, добросовестность, пытливость, глубина и гибкость мышления, упорство в достижении цели. И вполне закономерно, что из всех многочисленных технических вузов СССР и России именно в ЛИИЖТе (сегодняшнем ПГУПСе) в 1982 году по инициативе Виктора Аллахвердова, ныне президента Санкт-Петербургского психологического общества и заведующего кафедрой в СПБГУ, открылась первая психологическая кафедра, целью которой являлось повышение психологической компетентности будущих инженеров. А сегодня в нашем университете ведётся подготовка профессиональных психологов, знающих специфику транспортной сферы.

При любом развитии техники психология человека остаётся одним из важнейших факторов работы транспорта
– Какие вопросы рассматриваются на вашей конференции?
– Мы, уже можно сказать, традиционно рассматриваем широкий круг вопросов системы «человек – транспорт». Прежде всего это проблемы взаимосвязи психологического, экономического и технического обеспечения эффективной деятельности человека на любом виде транспорта. Это также мотивационное обеспечение деятельности человека на транспорте, психологические аспекты безопасности при эксплуатации транспортных систем, проблемы профессионального выгорания и других дисфункций работников транспортной сферы, а также современные возможности их профилактики и коррекции. Кроме того, особенности эволюции форм собственности на железнодорожном транспорте, результаты эмпирических и экспериментальных исследований проблем инновационной деятельности в транспортной сфере и, конечно же, актуальные проблемы подготовки и переподготовки транспортников-профессионалов высшей квалификации. Сегодня, когда во всём мире осознаётся необходимость учёта человеческого фактора в развитии экономики и организации любого производства, в обеспечении безопасности на транспорте, уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость получения будущими инженерами и экономистами хотя бы элементарных психологических знаний. Более того, ряд транспортных вузов уже несколько лет успешно готовят профессиональных психологов. А кафедра психологии ДВГУПСа в Хабаровске стала подлинной кузницей научных психологических кадров. Там под руководством заведующей кафедрой профессора Воробьёвой десять лет прекрасно работает единственный в Сибири и на Дальнем Востоке диссертационный совет по защите докторских диссертаций, который провёл научную аттестацию десятков учёных-психологов, успешно работающих в системах железнодорожного, авиационного, морского транспорта, МЧС, здравоохранения, образования и других отраслях.

– На вашей конференции рассматриваются проблемы, касающиеся сугубо железнодорожной отрасли?
– Мы изначально ставили целью конференции рассмотрение роли человеческого фактора во всей транспортной сфере: железнодорожной, автомобильной, речной, морской, авиационной, космической. И в материалах первой, и в материалах предстоящей конференции представлены статьи, посвящённые всем этим отраслям. Однако исторически, действительно, современная прикладная психология начиналась с конца XIX века именно в железнодорожной отрасли. С развитием образования и промышленности основной вектор отечественных прикладных психологических исследований переместился в область педагогической, инженерной, а затем и социальной психологии. Бурное развитие реактивной авиации и космонавтики сместило вектор транспортной психологии в эти области. На Западе современная транспортная психология большое внимание уделяет автомобильному транспорту, активно разворачиваются исследования в области Traffic Psychology – психологии транспортного поведения водителей и пешеходов.
Постоянный рост мощности и скорости современного транспорта, всеобщая глобализация производства, повышение социальной активности, развитие информатизации, Интернета, компьютерных тренажёров оказывают реальное воздействие на сознание человека, приводя порой к необратимой трансформации и формируя иллюзию всемогущества человека. Это снижает его предусмотрительность и осторожность, что нередко становится первопричиной таких аварий, о которых раньше не могло быть и речи. По данным специальных исследований, именно человеческий, то есть собственно психологический, фактор сегодня является причиной 95% аварий на транспорте, в то же время в России за последние десятилетия резко сократился объём исследований в области инженерной и транспортной психологии. Психологические причины аварийности, как правило, пытаются компенсировать лишь административно-организационными методами, которые в большинстве случаев являются последействием, а не упреждением трагедий. Наша конференция как раз и проводится для консолидации усилий представителей учёных и практиков, направленных на развитие разных научных отраслей транспортной сферы, способных обеспечить повышение эффективности и безаварийности деятельности человека на транспорте.

Беседовал
Андрей Гурьев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31