21 октября 2021 21:49

На плечах компании

О ситуации в Чебоксарах, которую уже окрестили «пассажирским бунтом»

В пятницу 15 июня люди не смогли уехать на электричке и перекрыли пути на полчаса, не давая составу отправиться.

В создании локального очага социальной напряжённости обвинили ОАО «Содружество» – компанию, осуществляющую пригородные перевозки в Чувашии, которая подала один вагон вместо двух. Железнодорожники привели свои доводы: по договору, заключённому с властями на транспортное обслуживание населения региона, они имеют право пускать «короткие» электрички в целях оптимизации экономики перевозок. Это своего рода компромисс в условиях ограниченного бюджета.

Сокращение пятничной перевозки ОАО «Содружество» аргументировало тем, что с мая и так работало выше планки, которую согласовало с местными властями, подписывая маршрутную сеть.

На мой взгляд, этот инцидент весьма показателен. И виноваты тут не железнодорожники.

Поясню свою позицию. С 2011 года пригород работает по новой экономической схеме: субъекты РФ формируют региональный заказ на транспортное обслуживание населения, пригородные ж/д компании предоставляют регионам экономически обоснованные расчёты своих затрат. Разницу между доступной стоимостью билетов для населения и реальными затратами железнодорожников на организацию социальных перевозок субъекты РФ должны возмещать из регионального бюджета. Пригородный сегмент дотируется во всём мире, и у нас обязанность такой компенсации закреплена законодательно.

Что получается на практике? Чтобы не платить дополнительные деньги железнодорожникам, регионы сокращают объёмы движения. В целом по стране региональный заказ на перевозки населения в пригороде в 2012 году существенно уменьшился по сравнению с 2011 годом. Речь идёт о сокращении маршрутов, уменьшении составности, то есть «укорочении» электричек, ограничении территории перевозок. Вполне естественно, что это вызывает недовольство населения. Чтобы обеспечить общественную потребность, пригородные компании в ряде регионов и так работают на полугуманитарных началах, не окупая своих затрат, не говоря уже о вложениях в улучшение подвижного состава и сервисов для пассажиров.

Из 73 регионов России, где есть пригородное сообщение, у нас 51 компенсирует убытки железнодорожников не в полном объёме, а в 5 регионах средства на эти цели в бюджет вообще не заложены. При этом «экономные» субъекты забывают, что электрички – это народный транспорт, и если его не финансировать, то это может привести к кое-чему и почище, чем в Чебоксарах, а в итоге – к полному развалу пригородного комплекса.

Вообще говоря, складывается парадоксальная ситуация. Уверенность в том, что железная дорога обязана возить, и возить практически бесплатно, почему-то прочно засела в головах у многих региональных чиновников. Муниципалитеты тратят на общественный транспорт немалые средства, но в региональной транспортной политике железная дорога всегда на последнем месте, на неё выделяется меньше всего средств – от 0,1 до 0,7% региональных бюджетов.

Между тем есть регионы, где на пригородные электрички приходится до 30% общего пассажиропотока. Подчеркну, не все регионы одинаковы: есть ответственные субъекты, например республики Башкортостан, Хакасия, Хабаровский край, Омская, Оренбургская, Рязанская, Самарская, Свердловская области и другие. Они полностью компенсируют такие расходы, им действительно есть дело до пассажиров, и за это им большое спасибо и наше уважение.

Но есть и ещё 30 регионов, которые платят менее 20% расходов и считают, что так и надо... О том, что инфраструктуру РЖД надо поддерживать в рабочем состоянии, в этих регионах всё время забывают, перекладывая свои обязанности на плечи компании.

Блог Владимира Якунина
http://v-yakunin.livejournal.com/

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31