17 апреля 2021 01:28

Вес взят

Трудовой подвиг продолжает новое поколение путейцев

Облученская дистанция пути отметила 100-летний юбилей.

Её история началась вместе с укладкой рельсов Восточного участка Транссиба – 12 февраля 1912 года.

На дистанции строится новый Облученский тоннель
Праздник удался на славу. На главной площади Облучья путейцы устроили конкурс по разборке и сборке рельсошпальной решётки. А на базе дистанции в присутствии почётных гостей открыли мемориальную доску в честь бывшего заместителя начальника службы пути Владимира Ушакова, который внёс большой вклад в развитие предприятия.

Свой юбилей дистанция встретила в хорошей форме. Взять даже внешний вид. Два этажа главной конторы соединяет винтовая лестница с фонтаном, везде цветы, у входа в здание – зимний сад с птицами. Вполне столичный вид, хотя Облучье – одно название что город. По существу, это посёлок, который вырос у железной дороги.

Первое, что бросилось в глаза, – все работники здесь в железнодорожной форме.
– Форма дисциплинирует, – говорит начальник дистанции Александр Рамазанов. – А без дисциплины работать на нашей дистанции нельзя. Она ведь очень сложная. Мы обслуживаем участок дороги протяжённостью почти 430 км, в том числе 314 км главного хода Транссиба. Немалая часть пути проходит по отрогам Малого Хингана. Больше половины его – с кривыми малого радиуса, много S-образных кривых. Здесь и уклоны большие. Поездам тяжело по ним подниматься, поэтому приходится сыпать под колёса песок. В результате мы имеем запесоченный балласт, который надо постоянно очищать с помощью машин тяжелого типа. К тому же идёт интенсивный боковой износ пути, в среднем каждые три месяца увеличивается ширина колеи до предельных параметров. И её надо вовремя привести в норму. Кроме того, у нас 11 тоннелей – больше всех на сети. Девять из них действующие, а два находятся на реконструкции. Это очень сложное хозяйство, которое требует постоянной заботы.

Об этом не понаслышке знают бывший заместитель начальника дороги Анатолий Бокарев, начинавший здесь свой трудовой путь, и Владимир Рытиков, десять лет возглавлявший дистанцию. Кстати, последний вывел её в передовые: в 1980 году за победу в сетевом соревновании Облученская дистанция была награждена переходящим Красным знаменем МПС и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.

Долгие годы она была настоящей кузницей кадров. Сложный рельеф пути и инженерные сооружения давали бесценный опыт, который позволял людям вырастать в специалистов высочайшей квалификации. Они уходили отсюда на другие дистанции главными инженерами, начальниками, ревизорами…

Но в кризисные 90-е и здесь образовался острый дефицит профессионалов. Дистанция оказалась без «головы». Очередной кандидат в руководители проехал по всему участку в кабине локомотива и, оценив уровень запущенности хозяйства, первым же поездом вернулся домой.

И тогда в начальники предложили Александра Рамазанова, который работал в Хабаровске старшим мастером дистанции пути. Узнав о новом назначении, коллеги ему прямо сказали: это не повышение, а крест на карьере. В тот момент на дистанции была балльность пути, можно сказать, запредельная – 437.

Но Рамазанов оказался не робкого десятка. Он сумел не только взять ситуацию под контроль, но и принять те решения, которые оказались необходимы для успешного развития. И вот результат: сегодня балльность колеи – 32. Дистанция заняла первое место в сетевом соревновании. На юбилее заместитель начальника ДВЖД – начальник Дальневосточной дирекции инфраструктуры Сергей Максимцев не случайно сказал, что «это предприятие со славным историческим прошлым, трудовую летопись которого достойно продолжает новое поколение путейцев».
– Это достижение всего коллектива, – подчеркнул Рамазанов. – Всё ведь зависит от людей. Мы сделали ставку на местных железнодорожников, растили из них специалистов. Создавали также группы и отправляли в учебные центры Хабаровска и Уссурийска. Это позволило повысить квалификацию, а значит, и заработную плату. Прямо скажу, существующая сегодня система оплаты труда мастеров не учитывает его особенности. Например, то, что содержать прямой путь и такой, как у нас, с кривыми малого радиуса, – большая разница. И это должно отражаться на заработке.

Профсоюз поддержал позицию руководства дистанции.
– Если раньше по уровню зарплаты мы занимали последнее место на дороге, то теперь в числе первых, – говорит председатель профсоюзного комитета Облученской дистанции пути Александр Дорошенко. – В результате удалось снизить текучесть кадров в четыре раза и создать костяк специалистов, которые способны решать самые сложные задачи.

Взялись и за тоннели. Ещё в 80-е годы было проведено их переустройство в связи с электрификацией участка и переходом на новый габарит. Тоннели нуждались в серьёзной реконструкции. Их подтачивали грунтовые воды, происходила осадка сводов, появлялись трещины и, как следствие, течи. Лагар-Аульский тоннель вообще пришёл в аварийное состояние, и его свод пришлось укрепить в качестве подпорок металлическими стойками. При этом пропуск поездов с крупногабаритными грузами вообще был прекращён, а остальные двигались со скоростью до 25 км/ч.

Заместитель начальника дистанции по кадрам и социальным вопросам Ольга Малашенко много лет работала мастером, занималась текущим содержанием тоннелей. Лагар-Аульский – самый её любимый.
– Больной ребёнок всегда самый дорогой, так и этот тоннель, – говорит она. – Течи там не прекращались. Однажды из-за этого мы даже Новый год встречали в тоннеле. А что делать? Зимой за пару часов течи могут превратиться в трёхметровые сосульки. И нам с бригадой приходилось дежурить там и после работы, и в праздники, и выходные, сбивать сосульки. Там, можно сказать, и жили, пока не построили Тарманчуканский тоннель.

Его сооружение началось в 1990 году, но из-за сбоев в финансировании строительство затянулось, и в эксплуатацию его приняли лишь в декабре 2004 года.
– У него масса достоинств, – рассказывает заместитель начальника дистанции по инженерным сооружениям Денис Киреев. – Так, огромная дренажная штольня идёт через весь тоннель и собирает воду. По другой штольне ходит дрезина, возит людей, материалы, инструменты.

В сентябре прошлого года началась проходка нового, Облученского тоннеля протяжённостью 1860 м. Пройдено уже 900 м.
– Подождите ещё немного, и в тапочках можно будет ходить, – смеётся горный мастер ОАО «Бамтоннельстрой» Дмитрий Ташлыков. – Путевой бетон будет толщиной метр. Он ляжет не на балласт, а на малогабаритные рамы, что обеспечит сухость в тоннеле и устойчивость пути.

А на очереди аварийный Касаткинский тоннель…
– Мы работаем на перспективу, а она связана с дальнейшим ростом объёмов перевозок в дальневосточные порты, – говорит начальник дистанции пути. – Они растут с каждым днём. Поэтому у нас график работ очень напряжённый. Так, если при капитальном ремонте пути положено давать «окна» на 24 часа, то сейчас могут выделить только 6 часов. Мы это понимаем и стараемся уложиться в отведённые сроки.

У Рамазанова талант ёмко и образно формулировать главные принципы, например: «Железная дорога – это не завод. Здесь станков нет, чтобы их выключить. Трудиться надо, пока работа не закончится». Или:
«От людей всегда будет отдача, если будет забота». Причём это не пустые слова.

В Облучье нет ни стадионов, ни театров – где же людям отдыхать после трудового дня? У дистанции есть свой спортзал с тренажёрами и маленький стадион, на котором зимой заливают каток, а летом устраивают соревнования по волейболу. Здесь есть женская футбольная команда, которая выходит на поле сразиться с мужской. Предприятие помогло вырастить и бронзового чемпиона России по русскому жиму – им два года назад стал бригадир пути Александр Парфирьев. Он выжал стокилограммовую штангу 78 раз!

Сам начальник дистанции тоже со спортом дружит. Увлекается бодибилдингом.

В его кабинете лежит гиря весом 24 кг.
– Все, кто хочет у нас работать мастером, сначала должны поднять гирю, – серьёзно говорит он. И на моих глазах играючи поднимает гирю. – Взял вес – можешь идти в отдел кадров оформляться. А как иначе? Работа ведь тяжёлая.

Сегодня народ с дистанции уходить не хочет. Значит, хорошо людям здесь. И они верят в перспективы. А что? Как говорится, в сто лет жизнь только начинается.

Наталья Кузина,
спец. корр. «Гудка»
Облучье
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30