21 января 2022 13:25

Кузница кадров

Депо Москва-Смоленская отправляет экспрессы до Европы

Мало кто знает, что в Москве на Белорусском вокзале, там где пути от платформ начинают собираться в стройную нитку, в неприметном служебном здании располагается «потомок» некогда известного Международного общества спальных вагонов и великих европейских экспрессов.

Стиль чувствуется во всём
Об истории этого общества и его знаменитых поездах «Ориент-экспресс» и «Норд-экспресс», как и о послевоенном становлении международных пассажирских перевозок отечественными железными дорогами, «Гудок» уже рассказывал.
«В далёком июне 1962 года, – вспоминает начальник депо Москва-Смоленская Николай Завольсков, – Дирекция международных и туристских перевозок была объединена с вагонным участком западного направления Московской дороги. Так родилось наше депо».

С тех пор именно здесь формируют составы международных поездов, готовят кадровый потенциал. «Причём депо стало своего рода кузницей кадров, – поясняет Николай Завольсков. – Люди растут и идут на повышение, и теперь, к примеру, в ОАО «Федеральная пассажирская компания» много руководителей, начавших свою карьеру здесь».
«Депо всегда отличалось качеством подготовки проводников, – вступает в разговор начальник поезда международного сообщения Александр Гришин. – Во времена социализма наш резерв проводников был элитарным. Попасть сюда было непросто. И дело даже не в том, что персонал тщательно проверялся сотрудниками госбезопасности. Высока была сама планка критериев отбора».

Для работы на направлении, где среди пассажиров были не только туристы, но и сотрудники дипмиссий, посольств, иностранные специалисты, проводники были нужны интеллектуально развитые, высокообразованные, семейные, у кого за спиной уже что-то есть.

Даже устроившись на работу, в Париж попасть было сложно. Вначале надо было потаскать с годик уголёк и постельное бельё, экипируя вагоны. Потом поездить до Бреста, а когда зарекомендуешь себя, то можно и в страны соцлагеря. И лишь через многие годы работы на этих направлениях можно было помечтать и о выезде до Парижа или Рима.
«Впрочем, – улыбается Александр Гришин, – при всей романтике профессии проводника международного сообщения работа у нас незавидная. Надо, чтобы ты был здесь, но в то же время был незаметен. Чтобы твоё присутствие чувствовали, но глаза, чтобы не мозолил».

Сегодня стать проводником международного вагона попроще. Романтика зовёт, и молодёжь стремится. «Романтика же такова: стоянка с 8 вечера до 8 утра. Да, ты приехал в Париж, но надо вагон убирать. Ладно, вырвался, прошёлся по набережной Сены, увидел Эйфелеву башню, но нужно помнить, что утром придут новые пассажиры», – поясняет Александр Гришин.

Причём пассажиры здесь разные. Иностранцы гораздо спокойнее наших, которые могут и покапризничать, требуя, к примеру, отдельный кондиционер в купе. Зарубежный же турист может запросто в спальном мешке на неразобранном кресле улечься. Но ко всем нужен подход, и в этом высокая выучка проводника.

Марьяна Балашкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30