21 января 2022 14:15

Проверенный метод

ОАО «РЖД» предлагает эффективный способ прогнозирования



Среди всего транспорта только ОАО «РЖД» сохранило полные данные о перевозках

Компания помогает государству восстановить один из важнейших инструментов прогнозирования – метод межотраслевого баланса.

В составлении Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта до 2020 года специалистами РЖД и привлечёнными экспертами использованы элементы метода межотраслевого баланса (МОБ). В восстановлении этого эффективного метода крайне заинтересовано Минэкономразвития, которому сейчас не хватает точности прогнозирования.

Межотраслевой баланс – это модель, которая характеризует связи между выпуском продукции в одной из отраслей и затратами, понесёнными для этого выпуска другими отраслями. Такие взаимосвязи позволяют довольно точно прогнозировать объёмы, затраты и направления грузопотоков в целом по стране и, кроме того, выбирать приоритеты развития, учитывая всю совокупность последствий. Проблема в том, что для составления МОБа необходим большой объём статистических данных. Поэтому последний полноценный межотраслевой баланс был составлен в 1995 году, а далее учёные столкнулись с колоссальным дефицитом статистики по отраслям.

Как пояснил «Гудку» заместитель председателя Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития Виктор Разбегин, сейчас при составлении разного рода экономических программ в основном учитывается так называемый прогноз снизу. Участники рынка, грузоотправители дают свои планы развития, которые накладываются на существующие грузопотоки. Но этот метод имеет ряд недостатков, и прежде всего потому, что эти планы являются изначально завышенными: грузоотправители боятся, что им не предоставят нужных пропускных возможностей. Объективности здесь добиться сложно, а другого материала для оценки развития инфраструктуры нет. Поэтому нужно сочетать этот метод с «прогнозом сверху», когда Минэкономразвития готовит сценарные условия, распространяет их на федеральные округа, регионы и затем отрасли. Этим самым задаются условия, в которых при помощи межотраслевого баланса методом корреляционных связей можно установить, сколько и какой продукции может быть выпущено и куда она пойдёт. Так, при разработке Генсхемы развития железнодорожного транспорта до 2020 года Институт экономики и развития транспорта ОАО «РЖД» использовал «прогноз сверху» – те целевые ориентиры, которые дают наши министерства и международные организации, в первую очередь Международный валютный фонд и Всемирный банк.
«Мы собрали всех специалистов, которые ещё в советские времена вручную занимались составлением межотраслевого баланса, – говорит старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. – Недавно и в Минэкономразвития также поняли, что им необходимо составлять МОБ в целом для экономики, и они начали эту работу, создав специальную группу, куда пригласили и ряд наших специалистов».

Как говорят в РЖД, при составлении своего транспортно-экономического баланса (это часть МОБа, которая характеризует движение грузопотоков на всех видах транспорта и которая, собственно, и нужна компании для составления Генсхемы) они столкнулись с тем, что в стране фактически нет достоверной статистики по автомобильному транспорту и сбор этих данных как компетенция был фактически утерян Минтрансом. А без этого невозможно оценить эластичность (степень перехода) грузов с одного вида транспорта на другой в зависимости от стоимости перевозки. Немногим лучше положение и на водном транспорте. Фактически только ОАО «РЖД» сохранило полноту и достоверность данных о перевозках. Статистику же по другим видам транспорта пришлось восстанавливать экспертным путём, сложным способом моделирования.

Таким образом, РЖД дают Минфину и Минэкономразвития эффективный инструмент, который позволит прогнозировать развитие. С помощью МОБа, например, можно оценить, как лучше помочь экономике Дальнего Востока расти на 15% ежегодно. Такую задачу недавно перед правительством поставил президент Владимир Путин.

Кстати, МОБ активно используют в других странах, несмотря на то что он был разработан в 1923–1924 годах в СССР нашим учёным-экономистом Василием Леонтьевым, который затем эмигрировал в США. Элементы этого метода во время Второй мировой войны американцы использовали для определения наиболее важных целей при бомбардировке промышленных объектов Германии и для расчёта необходимого объёма помощи по ленд-лизу СССР. Сейчас в мире часто проходят конференции, где учёные-экономисты делятся своими расчётами по практическому применению МОБа в различных ситуациях.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30