22 апреля 2021 05:24

Нас ограничивает рынок

ПГК выступает против вмешательства регулятора в конкуренцию

Первая грузовая компания готова работать с малым и средним бизнесом. При этом передавать вагоны в привлечённый парк по нынешним ставкам аренды оператор не намерен.

Олег Букин, генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания»
– Олег Юрьевич, в рамках санкт-петербургского экономического форума вы подписали соглашение о сотрудничестве с «ОПОРой России». Означает ли это, что проблемы с предоставлением подвижного состава для малых и средних компаний теперь будут решаться оперативнее?
– Да, нам хочется снять негативное восприятие операторов со стороны бизнесменов, когда информация от них просто не доходит до нас и возникают ситуации, когда правительство принимает решение срочно выделить вагоны для перевозки свёклы или лука. Этот вопрос вообще выеденного яйца не стоит. Мы подписываем соглашение об информационном сотрудничестве, потому что для нас предоставление вагонов малому и среднему бизнесу может быть интересно и выгодно, ведь мы работаем больше чем на половине станций страны. Кроме того, это поможет нам оптимизировать логистику.

– Железнодорожные операторы выступают за то, чтобы отменить привлечение парка ОАО «РЖД» у Второй грузовой компании. Почему?
– В моём понимании, если бы это отменили, было бы лучше. Сегодняшняя ситуация, когда у перевозчика есть вагоны и он конкурирует с операторами, неправильна ни с точки зрения модели рынка, ни с точки зрения самой конкуренции. И в этом смысле нам было бы интересней, если бы это был обычный парк, хотя бы и у ВГК.

ПГК готова закупать локомотивы сотнями, но пока не может их найти на рынке
– Ряд экспертов считают, что наличие такого парка с арендой по тысяче рублей за вагон в сутки сдерживает рост ваших же цен. То есть частично именно с этой целью, а ещё и для обеспечения подвижным составом малого и среднего бизнеса и был введён правительством этот инструмент. С его ликвидацией вы сразу цены не поднимете?
– Нас сдерживает сам рынок. На сегодняшний день уже есть конкуренция и избыток парка подвижного состава. Уже хорошо видно, что сейчас рынок не оператора, а грузовладельца.

– Может быть, для подстраховки в будущем стоит ввести некоторые обременения для операторов, например обязательного предоставления части вагонов в распоряжение ОАО «РЖД», если ситуация потребует…
– Согласно постановлению правительства № 1051 действительно существуют обстоятельства, когда перевозчик может прийти на рынок и сказать операторам, чтобы они передали ему в аренду часть парка. Когда будут определены порядок и условия передачи этого парка, пропорциональность и т.д., тогда уже можно будет оценивать, какие будут последствия для операторов. Но передавать по тысяче рублей в сутки для нас, конечно, неинтересно, и мы будем всячески настаивать, чтобы с нами так не поступали. Мы, кстати, были против этого положения, когда постановление № 1051 принималось. Ведь там написано, что вагоны передаются в аренду просто решением заместителя председателя правительства. В такой формулировке оно нарушает привлекательность операторского бизнеса. Передавать вагоны можно только тогда, когда ситуация и нами, и другими будет расцениваться как форс-мажор и, соответственно, на это будет постановление правительства.

– Ваша компания собирается выходить на рынок в качестве перевозчика?
– Пока совет директоров инвестиционную программу, в которую входили бы закупки локомотивов, не рассматривал. ПГК работает по всей стране, но на первом этапе это будут небольшие полигоны в пределах одной железной дороги, максимум двух. Пока проблема в том, что сложно купить локомотивы, все их законтрактовало ОАО «РЖД». Поэтому пока нельзя говорить о планах закупки, но мы бы покупали локомотивы в течение ближайших пяти лет сотнями.

– Почему совет директоров ПГК принял решение не платить дивиденды по итогам 2011 года? РДЖ, как акционер компании, на этом потеряли несколько миллиардов рублей.
– На рынке есть ряд компаний, которые нас очень интересуют. Поэтому сейчас не хотелось бы выплачивать все средства в качестве дивидендов.

– Минтранс и Минфин предлагают значительно увеличить инфраструктурную составляющую в тарифе РЖД, что должно снизить вагонную составляющую и, соответственно, доходы операторов. Как вы относитесь к этой идее? – Я отношусь к этому отрицательно. Существует конкурентный и регулируемый рынки. В отношении регулируемого рынка регуляторы могут действовать как им необходимо, но что касается конкурентного сегмента, то здесь нужно смотреть, чтобы регулирование не приводило к потере привлекательности рынка, на который будет воздействовать государственный регулятор. И, таким образом, инвестиционному сообществу будет понятно, насколько далеко или, наоборот, недалеко можно будет планировать свою деятельность. Когда говорят, что вагонная составляющая увеличилась на 15–20%, то нужно выяснить, каков её удельный вес в себестоимости того или иного товара. Главное, чтобы регуляторы разобрались в этом и поняли, насколько тот или иной тариф в инфраструктурной и вагонной составляющей влияет на конечную долю транспортных издержек в себестоимости.

Беседовал Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30