18 января 2022 16:09

Линия жизни

Уложено «золотое звено» ветки Нарын – Газимурский Завод



Прибытие первого рабочего поезда на станцию Газимурский Завод

Это не просто символ окончания строительства, но и трудовая победа тех, кто три с половиной года кропотливо работал, чтобы это событие состоялось.

Ветку для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкалья начали строить в конце 2008 года. Планировалось, что она соединит с Транссибом пять крупнейших месторождений золота, молибдена, меди, цинка, железной руды.

Инвестиционное соглашение подписали заказчик – Федеральное агентство железнодорожного транспорта – и ОАО «ГМК «Норильский никель», получившее лицензию на разработку полезных ископаемых. Проект строительства дороги разработал генеральный подрядчик – ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ».

Изначально ветка должна была пролегать от станции Нарын, что рядом с Борзей, до Лугокана. А это 375 км. Однако на фоне экономического кризиса освоение Култуминского, Солонеченского и Лугоканского месторождений в «Норникеле» посчитали нерентабельным. Как перспективные оценили только Бугдаинское и Быстринское. Поэтому длина ветки уменьшилась до 226 км, а конечной станцией стал Газимурский Завод.

Кроме того, возникли проблемы с финансированием, и дальнейшая судьба дороги оказалась под вопросом. Корпорация за счёт своих оборотных средств несколько месяцев содержала строительные подразделения – а это около 3 тыс. человек и 700 единиц техники – и продолжала работы. Но генеральному директору «КОРПОРАЦИИ ИНЖТРАНССТРОЙ» Ефиму Басину и губернатору Забайкальского края Равилю Гениатулину удалось добиться того, чтобы стройку не заморозили. В инвестиционное соглашение внесли коррективы, финансирование возобновилось.

На строительстве трудились более 20 подрядных и субподрядных организаций из разных городов России. Среди них партнёры Корпорации – ООО «Трест Тындатрансстрой», ООО «Трест Байкалтрансстрой», ООО СК «Мосты и тоннели», ЗАО «Мостострой-9».

Перед началом строительства необходимые расчёты провели специалисты геодезического сопровождения строительства Корпорации.
– Предстояло закрепить на местности ось будущей дороги. Все наши измерения, данные обеспечивают правильное и точное размещение строительных объектов в соответствии с проектом, – говорит инженер-геодезист Валерий Прасолов.

ООО «Трест Тындатрансстрой» прокладывало верхнее строение пути на всём её протяжении и возводило земляное полотно от Александровского Завода. Кроме того, уложило 56 водопропускных металлических гофрированных труб. Это предприятие было образовано в 1974 году в столице БАМа – Тынде – и имеет огромный опыт в транспортном строительстве.

На станции Борзя Трест развернул звеносборочную базу. Укладка началась от станции Нарын. На станцию Александровский Завод они пришли 6 февраля 2010 года.
– Планировали к Новому году, но сильные морозы сказывались на темпах укладки. Техника не выдерживала. Тем более, здесь очень сильные ветры, а козловые краны нельзя в таких условиях эксплуатировать, – объясняет первый заместитель генерального директора ООО «Трест Тындатрансстрой» Ирина Арзуманова.

Подразделения Корпорации на участке от Борзи (Нарын-1) до Александровского Завода уложили 131 км верхнего строения пути, 14 железобетонных водопропускных труб и 102 металлические гофрированные, 73 тыс. кв. м георешётки, отсыпали 5,7 млн куб. м земляного полотна, построили 25 мостов, 3 путепровода.

Следующий этап строительства до Газимурского Завода, хотя был и короче – 94,5 км, но гораздо сложнее. Если до Александровского Завода местность была в основном равнинная, то теперь начинались сопки и горы. Приходилось чаще взрывать скальную породу при отсыпке земляного полотна. Особенно трудоёмкой оказалась разработка впечатляющей по размерам выемки на перегоне Кокуй – Бугдаин протяжённостью 3 км. Её максимальная глубина – 42 м, ширина – 130 м.
– Подняли более 3 млн куб. м грунта. Более 1 млн куб. м вывезли в отвал, остальной использовали для сооружения насыпи дороги, – отмечает директор обособленного подразделения Корпорации в Забайкальском крае Валентин Ураков.

И подземных вод на этом участке оказалось больше, чем ожидали. Поэтому здесь увеличили объём трубчатого дренажа. Кроме того, из-за участка вечной мерзлоты после оттаивания началось движение откосов. Поэтому пришлось дополнительно укреплять грунт.

Немало хлопот строителям доставила и местная капризная река Газимур. Обычно напоминающая спокойный ручеёк, после дождей она разливалась во все стороны.
– При разработке котлованов по пересечению Газимура использовали шпунтовые ограждения, требовалась серьёзная техника, чтобы разрабатывать грунты, потому что, кроме постоянного водотока, была ещё и вечная мерзлота, – говорит начальник участка ООО СК «Мосты и тоннели» Олег Соколенко.

Именно эта компания построила большинство мостов – 29 – на линии. Из них три – через Газимур.
– Протяжённость самого большого – 196 м. Русловой пролёт здесь увеличен до 55 м, так как водоток мощный. В других мостах использовались пролёты короче – 34,2 м, – объясняет Соколенко.

Немало звеньев уложил на пути к Газимурскому Заводу машинист укладочного крана Анатолий Макаров. Посчастливилось ему укладывать и «золотое».
– Мне приятно участвовать в этом историческом событии. Оно много значит для местных посёлков, для Забайкалья. Ведь с линией сюда пришла работа, открытие ветки открывает новые широкие перспективы для социально-экономического развития Забайкальского края.
– Была задача открыть движение рабочих поездов. Она выполнена. Следующий этап – это доводка пути, чтобы открыть временное движение, – отмечает Валентин Ураков.

Пока по ветке перевозят стройматериалы, конструкции для строительства горно-обогатительных комбинатов. Их продукция должна стать основным грузом, который пойдёт по ветке.
– Линия в большей степени сырьевая, подъездная к карьерам Быстринскому и Бугдаинскому. Она рассчитана на годовой грузооборот около 8,5 млн тонн. Но в дальнейшем планируется запустить и пассажирское движение, два поезда в сутки, – говорит заместитель генерального директора «КОРПОРАЦИИ ИНЖТРАНССТРОЙ» Владимир Багданович.

Основные работы выполнены, но строителям предстоит ещё немало потрудиться. В частности, надо развивать инфраструктуру будущей станции Газимурский Завод. Сейчас там всего лишь уложены два пути, а планируется около 8.

Но уже задолго до укладки «золотого звена» в жизни районов, через которые проходит ветка, появились позитивные изменения.

Подразделениями ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» и субподрядчиками постоянно перечислялись налоги в бюджеты муниципальных образований. А многие местные жители наконец получили трудовые места. Из более чем полутора тысяч транспортных строителей больше половины из близлежащих районов. Более того, привлечены специалисты с Украины, стройотрядовцы Белорусского государственного университета транспорта. В условиях сегодняшних реалий сегодняшним студентам, а завтрашним дипломированным специалистам представляется не так много возможностей применить свои знания в деле.

И в дальнейшем, с развитием ветки, рабочих мест будет только больше.

Кроме того, Корпорация и подрядные организации с 2009 года неоднократно помогали местным администрациям, учреждениям образования и культуры. К примеру, для Борзинской специальной школы-интерната построили 10-километровый автомобильный проезд к летнему оздоровительному лагерю «Усть-Озёрная». Строители произвели ремонт автомобильной дороги Борзя – Александровский Завод с заменой 2 полуразрушенных мостов на 3 новые водопропускные гофрированные трубы. И это только подтверждает, что железную дорогу Нарын – Газимурский Завод строят неравнодушные и ответственные люди.

Сергей Донцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30