11 апреля 2021 18:01

Актив в «портфель»

Группа «Сумма» взяла контроль над FESCO

Многопрофильный холдинг предпринимателя Зиявудина Магомедова «Сумма» приобретает у «Промышленных инвесторов» Сергея Генералова 56% акций Группы FESCO.

FESCO – один из крупнейших игроков контейнерного рынка
Соответствующая сделка будет закрыта в течение нескольких недель. Как подчеркнул президент Группы «Сумма» Александр Винокуров, покупка контрольного пакета FESCO «позволит значительно расширить транспортно-логистические возможности группы и откроет широкие возможности по предоставлению более качественных услуг по всей цепочке порт – железная дорога – порт, включая шиппинг».
«Синергии с нашими существующими бизнесами и компетенциями позволят снизить транспортные издержки для грузоотправителей и получателей, а также внести существенный вклад в развитие транзитного потенциала и транспортной инфраструктуры нашей страны», – говорит Александр Винокуров.

Стоимость сделки и других её нюансов «Гудку» узнать не удалось. По подсчётам начальника аналитического отдела ИК «Энергокапитал» Александра Игнатюка, она могла бы составить $500–600 млн. «В настоящее время капитализация FESCO составляет $823 млн, 62-процентная доля группы «Промышленные инвесторы» – соответственно $510 млн. Плюс 10–20-процентная премия за контроль – это ещё $50–100 млн», – объясняет эксперт. Он считает, что в перспективе от «Суммы» можно ожидать и других сделок по приобретению транспортных активов. «Но у неё в отличие от той же FESCO намного более разрозненные инвестиции – она выступает, скорее, как портфельный инвестор, – замечает господин Игнатюк. – А в нынешней рыночной ситуации и при наличии таких крупных портфельных инвестиций «Сумма» может интересно поиграть, «перекладывая из кармана в карман». И, таким образом, занять ниши, которые будут интересны уже прямым инвесторам, чтобы реализовать им свои пакеты и заработать на этом ещё больше».

Стоит отметить, что «Сумма» покупает FESCO со всеми её активами, включая грузового оператора «Трансгарант». При этом месяц назад FESCO уже успела его продать ЗАО «Нефтетранссервис» (НТС). Однако из-за сделки с «Суммой» договор с НТС был расторгнут. И вместо «Трансгаранта» последняя получит от FESCO компенсацию в размере около $25 млн.
«Наверняка в НТС готовили под «Трансгарант» определённую стратегию развития бизнеса. Поэтому в ситуации перехода оператора в управление «Суммы» компания потеряла возможность ускоренного развития, – комментирует прецедент Александр Игнатюк. – Но не думаю, что в этой связи НТС успело претерпеть существенные изменения в структуре бизнеса и едва ли можно говорить о негативных для неё последствиях».

О своих видах на «Трансгарант», а точнее, на его 50-процентную долю в ЗАО «Русская Тройка» (остальные 50% – у ОАО «РЖД») ранее заявляли и в ЗАО «Евросиб». Причём как раз тогда, когда уже было известно о том, что «Трансгарант» был куплен НТС.
«Не знаю, насколько будет комфортен его новый стратегический акционер для ОАО «РЖД». Но «Евросиб» готов предложить выкупить долю «Трансгаранта» в «Русской Тройке» и создать контейнерного-контрейлерного оператора, для того чтобы снизить риски запуска такого технологически сложного проекта, как организация контрейлерных перевозок на сети РЖД», – отметил тогда генеральный директор ЗАО «Евросиб» Дмитрий Никитин.

Как сообщил заместитель генерального директора «Евросиба» по внешним связям Александр Пучков, планы по выкупу доли в «Трансгаранте» остаются в силе. Однако окончательное решение в новой ситуации, по его словам, «зависит от многих сторон».

Маргарита Меньшакова


В досье
    Группа «Сумма» – диверсифицированный холдинг, объединяющий активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах.
    Группа FESCO – крупнейший актив группы «Промышленные инвесторы». В неё входят: контейнерный флот вместимостью более 18 тыс. TEU, парк подвижного состава свыше 3,5 тыс. платформ, контейнерный парк более 19 тыс. единиц, собственные портовые мощности на Дальнем Востоке.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30