14 апреля 2021 17:10

Каменный регламент

Поставки щебня требуют большей согласованности



Поставки щебня растут, и перерабатывающих способностей станций хватает не всегда

На Южно-Уральской магистрали разрабатывают новый порядок взаимодействия поставщиков, перевозчиков и потребителей путевого щебня. Регламент поможет в полном объёме обеспечить отгрузку для других дорог.

«С карьеров Южного Урала мы отгружаем 30% сетевого объёма щебня. Им снабжаются шесть дирекций ремонта пути. При растущей потребности щебня организация его поставок должна быть качественной», – объясняет необходимость нового регламента первый заместитель начальника ЮУЖД Владимир Пястолов.

Организацию перевозок путевого щебня в адреса дирекций по ремонту пути Южно-Уральская рассмотрела на «круглом столе». Повод для разговора был тревожным – в мае разнарядка Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП) дорогой выполнялась с отставанием.
«Очевиден тот факт, что в завозе щебня отсутствует интерес сторон», – было замечено в начале разговора. Как подчеркнул начальник Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Владимир Терехов, несмотря на невыполнение задания, дорогой только за четыре месяца отгружено свыше 3 млн тонн щебня, или 414 вагонов в сутки, что превысило показатели за аналогичный период прошлого года на 13%. Однако потребность в щебне на километр пути выросла с 2,7 тыс. тонн до 3,5 тыс. тонн, и связано это с переходом на инновационные технологии ремонта. Спрос продолжает расти.

На Южно-Уральской уже приступили к пересмотру технологии работы станций, осуществляющих отгрузку путевого щебня. Разрабатываются мероприятия по улучшению обслуживания подъездных путей щебёночных карьеров подвижным составом, рассматривается целесообразность возобновления на участках работы пунктов подготовки вагонов. Принимаются меры по приёму вагонов после выгрузки полностью очищенными, технически исправными и коммерчески пригодными. Вместе с тем грузоотправителям рекомендовано рассмотреть возможность совместного с РЖД развития инфраструктуры станций в условиях увеличения производственной мощности предприятия.

У магистрали есть претензии к тому, как поступают разнарядки от ЦДРП. «На предстоящий месяц они приходят только за 2–3 дня до его начала. При этом объёмы не согласовываются с грузоотправителями», – отмечает начальник Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Лариса Чернова. Мешает неритмичный подход подвижного состава под погрузку щебня. На выполнении задания сказываются и систематические корректировки заказа на полувагоны в сторону увеличения, которые не согласовываются с дорогой отправления. Не учитываются эксплуатационная обстановка и готовность предприятий отгрузить заданный объём.
«При погрузке строительных грузов ЮУЖД отдаёт приоритет щебню для дирекций по ремонту пути. Но объёмы, распределяемые ЦДРП по роду подвижного состава, задаются без учёта отгрузки продукции в адреса коммерческих структур, что существенно превышает перерабатывающие способности станций. Поставки путевого щебня с карьеров будут расти, а перерабатывающие способности станций при отсутствии инвестиций увеличиваться не смогут», – утверждает начальник Южно-Уральской дирекции управления движением Игорь Рязанов. По его словам, систематическая корректировка заказа на полувагоны не позволяет запланировать равномерный их подвод на станции.

Для производителей щебня разнарядки ЦДРП тоже больная тема. «Мы не участвуем в процессе их согласования. Максимальная погрузка приходится на начало года, а это приводит к тому, что дальнейшие месяцы предприятия работают по производству щебня «на склад», – высказывает мнение директор Орского щебёночного завода Андрей Одинцов.

И.о. директора Шершнинского щебёночного завода Николай Курисько поддерживает коллегу. «Кроме того, региональные дирекции по ремонту пути должны определиться, сколько «вертушек» они выделяют и какой объём могут вывезти. Сейчас же подход «вертушек» осуществляется крайне неритмично: то их нет совсем, то станция полностью заставлена», – подчёркивает он.

Руководители карьеров высказали претензии и по неритмичному подходу локомотивов для вывода гружёных и порожних вагонов, что также оказывает негативное влияние на выполнение разнарядок. Не устраивает их и качество подготовки полувагонов, которые нередко поступают с остатками прежде перевозимого груза.
«По мере выполнения плана по завозу щебня определяется отставание от заявленных объёмов, анализируется причина образовавшегося недогруза и для его восполнения производятся корректировки. Объёмы перераспределяются между предприятиями. А недогруз, как правило, образуется из-за увеличения оборота «вертушек», непроизводительного простоя вагонов», – указывает на причину проблемы заместитель гендиректора по коммерции ОАО «Первая нерудная компания» Михаил Трубаков.

С аргументами грузоотправителей нельзя не согласиться. «Увеличение разнарядок обусловлено увеличением доли капитального ремонта пути, рост которого к уровню прошлого года составляет 17%, – объясняет руководитель логистического центра ЦДРП Михаил Соловьёв, согласившись, что алгоритм распределения разнарядок нуждается в корректировке. – Считаю, что для их выполнения необходимо ввести ежесуточное отслеживание подвижного состава, осуществляющего перевозку щебня в адреса ДРП. Графики оборота «вертушек» дирекций дорог должны полностью соблюдаться при участии ЦДРП. Необходимо производить обмен информацией по непроизводительному простою подвижного ресурса».

Новый регламент взаимодействия, где будут учтены интересы всех сторон, предстоит создать рабочей группе, в состав которой вошли представители Дирекции управления движением, Территориального центра фирменного транспортного обслуживания, дирекций по ремонту пути дорог, грузоотправителей.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30