21 октября 2021 16:50

Дискриминация не изжита

Первые месяцы работы с привлечённым вагонным парком ОАО «РЖД» показали, что если технологические задачи при этом успешно решаются, то экономика явно оставляет желать лучшего.

Переданные операторами в управление компании полувагоны работают с убытком. Ставка вагонной составляющей для данного подвижного состава, которая должна рассчитываться с учётом коммерческих факторов, является сейчас существенно ниже рыночной и не покрывает затрат. Как констатируют в ОАО «РЖД», формула расчёта цены привлекаемого вагона задана регулятором в очень жёстких рамках. Это воочию показала практика работы. Получилось так, что та самая ценовая дискриминация, которая и вынудила в своё время передать весь инвентарный парк в дочерние компании, ныне по-прежнему благополучно здравствует.

Предлагаются разные варианты оздоровления ситуации, например увеличить количество привлечённого парка и за счёт этого добиться роста суммарной рентабельности. Но ведь операторы не хотят передавать перевозчику в управление вагоны по существующей ставке. Тогда откуда же их брать?

Есть мнение, что необходимо пересчитать ставку привлечённого вагона исходя из уточнённых и актуализированных исходных данных либо усовершенствовать саму формулу расчётов. Правда, при этом ряд специалистов напоминают, что согласно ранее принятым решениям восстановление технологии централизованного управления обезличенным парком произведено до внедрения эффективной технологии управления вагонами в условиях множественности операторов и отсутствия инвентарного парка, которая должна полномасштабно осуществляться уже с января 2013 года. То есть поскольку привлечённый парк – дело временное, стоит ли устраивать здесь порядок всерьёз и надолго?

Однако реальная практика достаточно убедительно показывает, что в любом случае общесетевому перевозчику всегда целесообразно будет иметь в своей собственности или управлении какое-то определяемое экономической ситуацией количество подвижного состава. Но поскольку оно не будет превышать установленный антимонопольным законодательством предел, почему бы не дерегулировать вагонную составляющую для всех вагонов вне зависимости от формы собственности? Это привело бы к исправлению перекосов на рынке предоставления подвижного состава и приведению его к состоянию едва ли не самой совершенной конкуренции.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31