13 апреля 2021 16:01

Надежда на маршруты

На Западно-Сибирской знают, как достичь максимальной универсальности полувагонов собственников

Начиная с осени 2011 года на сети РЖД уровень маршрутизации порожних полувагонов, направляемых на Западно-Сибирскую дорогу только через станцию Входная, вырос до 71%.

Движенцы получили механизм управления потоком порожних вагонов
Однако на сегодняшнем этапе реформирования системы управления вагонными парками данная проблема полностью не решена.

Как рассказывал «Гудок», в сентябре прошлого года Западно-Сибирская была забита порожними полувагонами различных форм собственности. Сортировочные станции, несмотря на работу на пределе своих возможностей, были не в состоянии обеспечить переработку полувагонов в потребном количестве.

В результате вагон оказывался где угодно, только не на станции назначения. Ежесуточно на отчётный час только на углепогрузочных станциях находилось более 3 тыс. порожних полувагонов (или 45 поездов), требующих передислокации на другие угольные станции под погрузку. Количество «брошенных» порожних составов и разборочных поездов с порожними вагонами на ЗСЖД составляло более 100 поездов.

21 октября 2011 года после вмешательства начальника дороги Александра Целько и при поддержке администрации Кемеровской области было принято три принципиальных решения, позволивших стабилизировать ситуацию с погрузкой угля:
– ограничение количества операторских компаний, работающих с угледобывающими предприятиями Кузбасса (с 251 до 12);
– изменение порядка подвода порожних полувагонов на углепогрузочные станции за счёт формирования технических маршрутов по ст. Входная и регулирования адресного назначения собственных вагонов;
– переход от распределения вагонов ОАО «ПГК» системой АС ДРПВ к балансовому методу под управлением Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД».

После реализации данных мер рабочий парк был снижен с 40 до 35 тыс. полувагонов, а ежесуточная погрузка увеличена с 6,4 до 8 тыс. единиц. Но, несмотря на достигнутый положительный эффект, ряд проблем сегодня по-прежнему остаётся.

Маршрутизация входящего в Кузбасс порожнего подвижного состава с учётом формирования технических маршрутов из порожних полувагонов на ряде сортировочных станций сети составляет сейчас 70–75%. Значительную роль в этом процессе играет ст. Входная, где производится адресное формирование технических маршрутов из порожняка конкретных операторов на определённые станции.

Если говорить обо всех входящих на дорогу порожних полувагонах различных собственников, то с дорог Западного полигона приходят маршрутизированными лишь 42%, Восточного – 39%. Правда, в июне текущего года по сравнению с маем увеличили маршрутизацию такие компании, как ОАО «ПГК» (с 55 до 65%) и ОАО «НТК» (с 68 до 83%). Уровень поступления парка ВСП маршрутами составляет 71%. Между тем крайне низок уровень маршрутизации у ЗАО «НТС» (8%), ООО «СУМТ» (10%), ООО «РГ-Транс» (5%), ООО «ЗСТС» (8%), совсем не маршрутизирован входящий вагонопоток у ОАО «СУЭК», ООО «Трансгрупп АС» и ООО «РВД-Сервис».

По ОАО «Первая грузовая компания» отправление маршрутами из Кузбасса осуществляется на уровне 62,5%, а подвод порожних вагонов – 91%. Со станций Кузбасса на станцию Лужская за 20 дней мая 2012 года отправлено 46 маршрутов угля в вагонах ПГК (47,3% от всей погрузки на эту станцию в вагонах ПГК), а после выгрузки сформировано 73 маршрута из порожних вагонов (84,5% от количества выгруженных на станции вагонов оператора).

Для своевременного обеспечения порожняком углепогрузочных предприятий Кузбасского региона назрела необходимость нормирования входа порожних собственных полувагонов по конкретным операторам. «Мы сегодня видим, на сколько вагонов, в каком парке и по каким станциям приняты заявки на перевозку угля на месяц; какой задан норматив входа порожних полувагонов на магистраль по всем стыковым пунктам, а также сколько образовано полувагонов после выгрузки на ЗСЖД.

Эти данные позволяют определить среднесуточную потребность входа на дорогу порожних полувагонов конкретных операторов. Следующий этап упорядочения структуры рынка – оптимизация количества операторов по каждой конкретной углепогрузочной станции.

Необходимой для нас является готовность собственников работать в любом направлении со всеми грузоотправителями, то есть по принципу обезличенного парка», – говорит первый заместитель начальника ЗСЖД Виктор Голомолзин.

Одной из мер по совершенствованию технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов подвижного состава стал приказ Минтранса № 258. После ввода его в действие поступление полувагонов на Западно-Сибирскую дорогу было упорядочено.
«Особенно важно, что действие приказа не допускает невостребованного выпуска на сеть общего пользования более 160 тыс. порожних вагонов», – отмечает начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Павел Иванов. По его мнению, с помощью технологии взаимодействия ЗСЖД с операторами в Кузбасском регионе возможно достичь максимальной универсализации полувагонов всех собственников и повысить уровень отправительской маршрутизации после выгрузки.

Руководство дороги, в свою очередь, считает необходимым и возможным повысить маршрутизацию входящих в Кузбасс порожних полувагонов, в том числе парка ВСП, до уровня не менее 80% и использовать при этом сортировочные мощности не только ЗСЖД, но и других станций сети.

Елена Ушкова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30