17 октября 2021 10:34

Послание в гранате

Наши конструкторы создавали рельсовый путь для космодрома Байконур

Первому Проектно-технологическо-конструкторскому бюро Главного управления пути МПС (ПТКБ ЦП), ныне филиалу ОАО «РЖД», исполнилось 80 лет. Известно оно не только своими интересными проектами, но и легендарными кадрами.

В Комнате трудовой славы проектировщиков и конструкторов
Начиналось всё с Николая Гуленко, красногвардейца, который сразу после окончания Гражданской войны пошёл учиться в вечернюю школу. Потом он окончил училище, институт и аспирантуру. В Великой Отечественной войне не мог участвовать из-за возраста и состояния здоровья, зато преуспел в создании высокопроизводительных путевых машин и в 1949 году получил Государственную премию. А ещё он первый в стране, кому знак «Почётному железнодорожнику» вручали дважды – в 1936 и 1944 годах. За создание новой техники Николай Гуленко был награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта». Он написал два учебника, по которым и сегодня учатся инженеры-путейцы. Именно он был первым начальником ПТКБ.
– Николай Николаевич поднял наше бюро на такую высоту, которая многим и не снилась, – говорит начальник отдела информации Александр Кучеревский, – хотя оно было ограничено в технических и материальных средствах.

В Комнате трудовой славы моё внимание привлекает разлинованная тетрадка – «Книга регистрации проектов 1939–1941 гг.». Первая запись о том, что зарегистрирован стрелочный снегоочиститель. В те годы сфера деятельности конструкторов была необычайно широка, они разрабатывали путевые машины, механизмы и подъёмники для погрузочно-разгрузочных работ, запчасти для паровозов и вагонов, гидроколонки, водопроводные и канализационные трубы, системы центрального отопления депо и жилых домов, а также мотовозы, автомотрисы, автодрезины…
– Первопроходцы всё придумывают с нуля, остальные потом идут по их следам, – замечает Кучеревский.

Его взгляд падает на фотографию конструктора Николая Персинянинова, который ушёл на фронт добровольцем, служил в разведке и в составе 242-й горнострелковой дивизии поднялся на Эльбрус, чтобы снять с вершины фашистские флаги и штандарты фюрера со свастикой. По обычаю альпинистов бойцы решили оставить там записку. На клочке бумаги они написали: «3.01 – 43 г. Мы поднялись сюда по суровым скалам Донгузоруна без верёвок и палаток, в шубах и валенках, чтобы указать путь наступающим бойцам Красной армии!» Потом вынули из гранаты запал, вместо него вложили записку и завалили всё камнями. А когда спускались вниз, говорят, сама собой сложилась песня. Один спросил: «Помнишь гранату и записку в ней?» А другой ответил в рифму: «На скалистом гребне для грядущих дней». После войны «Баксанская» облетела весь Советский Союз, поют её до сих пор. А Николай Персинянинов до победы не дожил всего месяц, он трагически погиб в 45-м.

После войны бюро стало выполнять сложнейшие заказы, в частности разрабатывало специальные конструкции рельсового пути для космодрома Байконур. Под руководством известного конструктора-путейца Николая Елсакова специалисты спроектировали 7-километровую железнодорожную линию, которая выдерживала нагрузку в 4,5 тыс. тонн. Это был настоящий прорыв в путейской науке, а трудовой коллектив бюро за работу награждён редкой медалью «По случаю первого выхода человека в открытый космос».

Нынешняя миссия ПТКБ заключается в совершенствовании конструкций железнодорожного пути и стрелочных переводов. В прошлом остались логарифмические линейки и ватманы. С помощью компьютера фантазия конструктора в жизнь воплощается быстрее.

Здесь по-прежнему, что называется, держат планку. История обязывает.

Ольга Иженякова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31