11 апреля 2021 02:07

Перед линией огня

Экономика буксует, а правительство готовится к очередному витку кризиса

На повестке дня вновь оказалась тема новой волны глобальных экономических неурядиц. Правительство РФ принимает превентивные меры: по поручению премьера Дмитрия Медведева разрабатывается антикризисный план. О том, что ситуация ухудшается, свидетельствует и динамика основных индикаторов состояния реального сектора. КАРГО-индекс и показатели Росстата продолжают замедляться. Причём официальная статистика ставит антирекорды.

Неутихающие проблемы еврозоны, ожидаемое торможение крупнейших экономик мира – США и Китая – держат в напряжении весь мир. «Существуют разные точки зрения, некоторые заключаются в том, что кризис может наступить в ближайшие дни», – заявил в конце минувшей недели на cанкт-петербургском бизнес-форуме «Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития» российский премьер Дмитрий Медведев.

По его словам, Россия, Белоруссия и Казахстан договорились синхронизировать антикризисные действия, так как всем нужно быть готовыми к новому витку проблем, если это понадобится. При этом незадолго до данного форума премьер дал поручение правительству проанализировать антикризисную практику 2008–2009 годов и разработать новый план, которым можно будет быстро воспользоваться в случае обострения проблем.

Подтверждённая Росстатом оценка темпа роста ВВП за январь – март 2012 года пока ещё высока. Согласно опубликованной информации, основной макроэкономический показатель прибавил в годовом сопоставлении 4,9% против 4,8% в IV квартале минувшего года. Но обращает на себя внимание то, что в утверждённом правительством отчёте Минфина об исполнении бюджета в I квартале 2012 года говорится о росте только на 4% (такую оценку дало Минэкономразвития).

В дальнейшем ожидается замедление. Напомним, ещё в апреле Минэкономразвития пересмотрело свой прогноз по ВВП на текущий год с 3,7-процентного роста до 3,4-процентного.

О том, что «тучи сгущаются», косвенно свидетельствует динамика КАРГО-индекса. Абсолютное значение транспортного индикатора продолжает колебаться. И хотя в мае оно прибавило по сравнению с предыдущим месяцем 1,3 процентного пункта (п.п.) и составило 109,6%, расценивать однозначно позитивно данную динамику не приходится. В основе подъёма лежит сезонный фактор, который в последнем месяце весны, несмотря даже на длительные праздники, традиционно «тянет» вверх абсолютное значение КАРГО-индекса.

Если же снять влияние сезонности, то результат будет далеко не столь впечатляющим. Значение транспортного индекса, рассчитанное по отношению к аналогичному периоду минувшего года, в мае составило только 103,2%. Напомним, в апреле показатель находился на более высокой отметке – 105,1%. Таким образом, КАРГО-индекс продолжает сбавлять ход.

Аналогичные процессы прослеживаются и в динамике близкого по своей экономической природе транспортному индикатору Индекса выпуска в базовых отраслях, который рассчитывается Росстатом. На сегодняшний день официальная статистика опубликовала данные только за апрель. По итогам этого месяца Индекс выпуска увеличился по сравнению с тем же периодом 2011 года лишь на 2,8%. Это не только ниже мартовского уровня (3%), но и является новым антирекордом со времён начала посткризисного восстановления. Меньше темп роста Индекса выпуска в последний раз был лишь в ноябре 2009 года – 2%.

Отчасти наблюдаемое торможение транспортного индикатора и Индекса выпуска Росстата объясняется высокой базой минувшего года. Тогда, напомним, именно в последний месяц весны оба показателя пошли вверх. В итоге в мае 2011-го значение КАРГО-индекса составило по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года 102,4% против 101,6% в апреле, а официального индикатора – 103,8% против 103,3% соответственно. Затем, впрочем, рост КАРГО-индекса прекратился.

Но, помимо статистического эффекта, есть и другие факторы, которые привели к торможению индикаторов. Так, негативные процессы продолжают отмечаться в промышленности. Здесь апрельские данные Росстата пока наиболее актуальны. По итогам второго месяца весны объём промышленного производства увеличился по сравнению с тем же периодом 2011 года на 1,3% против роста на 2% в марте. Нынешний результат также является новым рекордом со знаком минус.

Вместе с тем одному из основных показателей работы российских железных дорог – объёму погрузки – удалось удержать набранные темпы подъёма. В мае, как и в апреле, уровень аналогичного периода предыдущего года был превышен на 2,9%.

При этом, как и ранее, абсолютным лидером роста в процентном выражении является зерно. Его погрузка в мае увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40,4%. Впрочем, нынешний результат несколько скромнее, чем в апреле (тогда был рост на 66,5%). Доля зерна в структуре КАРГО-индекса прибавила 0,9 процентного пункта, до 0,33%.

Что касается перспектив данного груза, то новый глава Минсельхоза Николай Фёдоров недавно поставил под сомнение звучавшие ранее позитивные прогнозы по зерновым и заявил о рисках потери части урожая. Теперь это связывается с засухой в ряде регионов страны. Так, в пяти районах Ростовской и Воронежской областей, на всей территории Калмыкии и в Ставропольском крае из-за погодных условий уже введён режим чрезвычайной ситуации. Заместитель губернатора – глава Минсельхозпрода Ростовской области Вячеслав Василенко заявил, что региону не удастся собрать прошлогодние 8 млн тонн зерновых, урожай будет на 25–30% ниже.

Среди девяти важнейших для реального сектора экономики грузов, которые входят в расчётную базу КАРГО-индекса, также достаточно высокие темпы роста погрузки (в мае увеличение на 15,3%) демонстрируют строительные грузы. Их доля в структуре транспортного индикатора прибавила 2,44 п.п., до 23,25%. Отчасти такое увеличение связано с начавшейся более рано, чем обычно, подготовкой к новому строительному сезону. Некоторые изменения в лучшую сторону отмечает и официальная статистика. По итогам апреля объём работ, выполненных по виду деятельности «строительство», увеличился по сравнению с тем же периодом 2011 года на 3,8% против снижения в марте на 0,7%.

Впервые с января текущего года в плюс по погрузке вышли цветные металлы – рост по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 11,1%. Их доля в структуре КАРГО-индекса прибавила 0,01 п.п., до 0,12%. Впрочем, во многом этот результат может быть обусловлен эффектом низкой базы минувшего года. Май 2011-го был наименее удачным месяцем для данного груза за весь период с начала 2009 года.

Одновременно с этим впервые с ноября 2011 года в минувшем месяце в минус по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года ушла погрузка нефтяных грузов (сократилась в годовом исчислении на 0,8%), а их доля в структуре КАРГО-индекса снизилась сразу на 2,47 п.п., до 62,13%. В числе причин произошедшего можно назвать решение Ространснадзора о вводе ограничений на погрузку сырой нефти и тёмных нефтепродуктов на некоторых видах цистерн. Однако свою роль в неубедительных показателях «нефтянки» вновь сыграл статистический эффект. Практически весь прошлый год только нефтяные грузы были локомотивом роста, поэтому сейчас ведётся сравнение с достаточно высокой базой.

Юлия Громадская




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30