21 октября 2021 22:04

Летний бриз

Надежда на подъём есть, но рассеять её могут новые сложности в экономике

В ближайшие месяцы, по оценкам Института экономики РАН, может наблюдаться рост производства в ряде отраслей промышленности, формирующих основу грузовой базы российских железных дорог. Но выполнение прогнозов под вопросом из-за неопределённой  ситуации в экономике.

По итогам мая объём погрузки на сети российских железных дорог увеличился в годовом сопоставлении на 2,9%, до 109,3 млн тонн, что на 0,9% выше плана. В целом же за пять месяцев текущего года погрузка возросла по сравнению с тем же периодом 2011 года на 3,6%. Однако отставание от января – мая докризисного 2007 года по-прежнему велико – более 5%.

На ближайшую перспективу прогнозы экспертов Института экономики РАН оптимистичны. Летом ряд отраслей отечественной промышленности сможет оказать поддержку грузовой базе российских железных дорог. В числе лидеров роста в процентном выражении будут нерудные стройматериалы. Ожидается, что в июне их производство увеличится по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 23,1%, в июле – на 11,4%, а в августе – на 15,9%.

Темпы роста производства цемента могут оказаться скромнее, хотя здесь ожидаются более стабильные показатели. С наступлением лета прогнозируется увеличение по сравнению с аналогичным периодом минувшего года на 5,4%, а в июле и августе – на 5,1% ежемесячно.

Несмотря на достаточно высокую базу прошлого года, заметная прибавка ожидается по углю: в июне рост его добычи в сравнении с тем же периодом прошлого года может быть на уровне 5,5%, в июле – 5,4%, а в августе – 5,2%.

В плюсе, по оценкам экспертов, может оказаться также «нефтянка». Так, по прогнозам, объём нефти, поступающей на переработку, в течение всего лета будет ежемесячно превышать показатели тех же периодов прошлого года на 3,1%.

Выплавка стали, как ожидается, в июне, июле и августе будет прибавлять по 1,8% ежемесячно, а производство удобрений – по 0,5%.

Аутсайдером же, по оценкам экспертов, может стать обработка лесоматериалов. Причём снижение здесь также ожидается равномерным – на 0,6% в месяц к аналогичным периодам 2011 года.

Расчёты Института экономики РАН легли в основу индекс-прогноза грузовой базы. По методологии его вычисления ведутся от последнего завершившегося месяца, по которому опубликованы официальные данные Росстата по объёмам промышленного производства. Сейчас это апрель, который принят за 100%.

Между тем расчёт индекса от значений второго месяца весны даёт возможность сравнить майский прогноз с фактическим изменением объёма погрузки, а эти данные уже известны.

В мае ожидался рост грузовой базы по сравнению с предыдущим месяцем на 4,6% (значение индекс-прогноза – 104,6%). Объём погрузки при этом увеличился на 2,8%. Таким образом, разница между прогнозом и фактом составила 1,8 процентного пункта, а ошибка прогноза – 1,7%, что входит в рамки статистической погрешности.

В дальнейшем, на протяжении всего лета, ожидается рост грузовой базы российских железных дорог. В том числе в июне может быть увеличение по сравнению с апрелем на 7,3% (значение индекс-прогноза – 107,3%), в июле – на 13,9% (значение индекс-прогноза –113,9%), а в августе – на 11,1% (значение индекс-прогноза – 111,1%).

Но эти оценки могут быть несколько выше реальных результатов. Среди причин этого можно назвать традиционные для лета ремонтные работы на сети железных дорог, а также сезонный пик пассажирских перевозок.

С другой стороны, что также важно, вновь появились опасения по поводу приближения новой волны нестабильности в экономике. Уже сейчас отмечаются серьёзные колебания цен на мировых рынках на важнейшие экспортные товары России, в том числе нефть, уголь, продукцию чёрной металлургии.

Юлия Громадская



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31