12 апреля 2021 09:03

Рубка через пень-колоду

Для работы в полосе отвода железнодорожникам не хватает техники, а аутсорсерам – грамотного персонала

Аутсорсинговый метод работы в защитных лесонасаждениях и полосе отвода приживается с трудом из-за нехватки квалифицированного персонала.

Сегодня профессия «рабочий зелёного хозяйства» непрестижна
В июне прошлого года сторонняя организация ООО «Арсенал» заключила договоры с ОАО «РЖД» на выполнение части работ в области защитного лесоразведения и содержания земельных участков полосы отвода. Основной деятельностью аутсорсеров стали лесосечные работы в полосе отвода на семи дорогах, в том числе и на Приволжской. Срок их выполнения – до 2014 года.

В итоге на ПривЖД упразднили дистанцию защитных лесонасаждений (ПЧЛ), существующую с 1940 года. В её состав входили Саратовский, Волгоградский и Краснокутский участки. Рабочие этих зелёных хозяйств – водители и трактористы – занимались противопожарной опашкой полосы отвода, вырубкой нежелательной древесно-кустарниковой растительности, лесовосстановительной рубкой, посадкой саженцев, а также выполняли рубки для видимости переездов и под линиями электропередачи. Теперь всех их перевели в дистанции пути. Там они стали монтёрами пути с дополнительными обязанностями по обслуживанию защитных лесонасаждений и полосы отвода.

А специалисты ПЧЛ перешли в созданную дистанцию инженерных сооружений (ПЧИССО) и в отделы инфраструктуры регионов, чтобы контролировать работу аутсорсеров и путейцев. При этом 70% работ по уходу за живой защитой пути осталось у дороги.

Однако после расформирования лесного хозяйства железнодорожники столкнулись с проблемой нехватки кадров.
«Не все люди захотели работать монтёрами пути, они привыкли заниматься лесом, – объясняет бывший начальник ПЧЛ, а ныне заместитель начальника ПЧИССО по содержанию полосы отвода Алексей Клочков. – Не дожидаясь реорганизации, стали уходить. Нашли более оплачиваемую работу. Не пошли железнодорожники и в «Арсенал», куда их звали. Не устроил вахтовый метод работы – сегодня здесь, а завтра на Дальнем Востоке. Поэтому на момент перехода из 310 человек осталось 274, потом и 95. Сегодня на всю дорогу насчитывается всего 83 бывших работников ПЧЛ, отлично знающих своё дело».

Новые кадры брать негде. По словам Алексея Клочкова, среди молодёжи не найдёшь трактористов с корочками механизаторов широкого профиля. Профтехобразование получают единицы. На рынке труда полно менеджеров, юристов и экономистов, но нет станочников и механизаторов.

Дефицит кадров испытывает и аутсорсинговая компания.
«Нам нужны агромелиораторы, механизаторы широкого профиля, но найти их сложно, – говорит главный инженер ООО «Арсенал» Борис Антипов. – Профессия «рабочий зелёного хозяйства» отличается низкой мотивацией. Непрестижно ходить вдоль путей и вырубать растительность. Кого-то не устраивает вахтовый метод работы. Принимаем работников упразднённых ПЧЛ. К нам, например, перешли люди с Западно-Сибирской и Октябрьской дорог. Из бывших лесхозов, фермерских хозяйств, а также безработные из местных селений. Кроме того, работаем с подрядными и субподрядными организациями».

В ПЧИССО отмечают, что подрядчиков и субподрядчиков сотни, но план они не выполняют.
«Невыполнение обязательств подрядными организациями по лесовосстановительной вырубке – одна из главных проблем на сегодня», – замечает начальник службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры Андрей Овчинников.

Причина отставания кроется в недостаточности опыта. В прошлом году путейцам пришлось даже отобрать у аутсорсеров противопожарную опашку полосы отвода, так как те не поспевали за планом.
«Это произошло в период чрезвычайной пожарной опасности, – рассказывает Алексей Клочков. – У аутсорсеров часто ломались плуги, техника, потому что полоса отвода не колхозное поле, где нет пеньков. Ещё они делали никому не нужную работу: вместо трёх метров, установленных технологической картой, опахали семь. Но опашка – сложная работа, надо знать каждый сантиметр дистанции, поэтому нам пришлось вмешаться и заменить им опашку лесовосстановительными рубками».

Заместителю начальника ПЧИССО по содержанию полосы отвода не нравится и то, как рубят «арсенальцы». Он считает, что нарушаются установленные требования. Например, высота пня со свежей порослью должна быть не более 12 см от уровня земли. Аутсорсеры оставляют 20, а это в будущем скажется на качестве молодого дерева. Железнодорожники заставляют их заново заходить на участок, исправлять брак. Работники «Арсенала» также не добирают за собой порубочные остатки. Им не подписывают акт приёмки, и они возвращаются. Дважды делают одну работу, поэтому отстают от намеченных планов.

Специалисты из ПЧИССО до сих пор не могут забыть прошлогодние случаи, когда аутсорсеры нарушили правила утилизации порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности. По правилам, прежде чем сжечь сухостой, необходимо дождаться дождливой безветренной погоды, согласовать с пожарными площадку, где нет поблизости электропроводов, подписать разрешительный акт, запастись бочкой воды и огнетушителем. Но, по словам заместителя главного инженера ПривЖД по Волгоградскому региону Владимира Ковалёва, работники подрядной организации при температуре +35 градусов подожгли валежник в том месте, где занимались вырубкой. Ждать конца тления кострища не стали, ушли. Местные власти, заметив дымок, забили тревогу, сообщили железнодорожникам. Аутсорсеры заплатили штраф, ведь после пожаров в 2010-м, когда в Волгоградской области дома горели, как спички, требования к соблюдению противопожарных мер сильно ужесточились.

ООО «Арсенал» признаётся, что особо остро у них обстоят дела с утилизацией порубочных остатков и древесины.
«Традиционно в России они сжигались. Сейчас такой способ под запретом даже зимой. Так, в Волгоградском регионе со спутника отслеживают все дымы. Только зажгли, приезжает МЧС, – объясняет Борис Антипов. – Но мы решаем эту проблему. Приобрели два мульчера РТ400 стоимостью около 20 млн руб. каждый. Они измельчают порубочные остатки в щепу, её используем для улучшения почвы. Сейчас мульчеры работают на Красноярской и Восточно-Сибирской дорогах, где сложная горная местность, тайга. Приволжская оснащена агрегатами для измельчения порубочных остатков».

К техническому оснащению аутсорсеры подошли основательно. Кроме мульчеров, закупили новые тракторы, 14 навесных измельчителей, целый комплекс других навесных и прицепных орудий к тракторам, а также «УАЗы» для перевозки людей.

Антипов не скрывает долгосрочных планов «Арсенала». Организация собирается увеличить штат, расширить парк автотракторной техники. Всё это потребуется для оздоровления снегозадерживающих лесонасаждений, восстановления лесных питомников, которых сегодня практически нет, а раньше было 5 тыс. га. Посадки устарели, и если их не воссоздать, придётся зимой вдоль пути выставлять щиты и строить снегозадерживающие заборы.

В отличие от аутсорсеров путейцы похвалиться оснащением не могут. Для них это больная тема. Вся техника устарела, в основном держится на местных кулибиных.
«Например, реставрировали из подручных материалов корпус плуга, – рассказывает дорожный мастер укрупнённой бригады по капитальному ремонту и текущему содержанию пути Петроввальской дистанции пути Олег Харченко, отвечающий сегодня и за лесонасаждения, и за полосы отвода. – Часто выходит из строя лемех, когда напарывается на пни и камни. Мы приварили к лемеху путейский костыль, и ребро жёсткости стало крепче. Сейчас восстанавливаем отвалы плугов. Нет поступления новой техники, пил, кос, запчастей на тракторы. А задания выполнять чем-то надо».

Олег Харченко говорит, что успешно выполнять задания удаётся благодаря тому, что среди работников остались ещё крепкие ребята, знающие дело и каждый куст на дистанции. Его бригада – одна из лучших, план выполняет на 100%.
«Эх, нам бы технику, как у «Арсенала», мы бы их за пояс только так!» – эмоционально замечает дорожный мастер. Однако, судя по тому, что в 2012 году для дистанций на ремонт лесной техники предусмотрено 8 млн руб., перспективы у них скромные.
«В таких условиях нам сложно поддерживать работоспособность защитных лесонасаждений, чтобы закрыть путь от ветра, снега и песка, – признаётся Алексей Клочков. – А аутсорсерам предстоит ещё не один десяток лет совершенствовать профессионализм до уровня упразднённого ПЧЛ».

Инга Быкова,
соб. корр. «Гудка»
Саратов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30