22 апреля 2021 02:49

Метод окупаемости

ОАО «РЖД» на основе заявок грузоотправителей подготовило «Генеральную схему развития железнодорожного транспорта до 2020 года». Несколько проектов предстоит реализовать на Восточном полигоне. Однако с коммерческой точки зрения некоторые из них для компании совершенно непривлекательны.

Например, строительство вторых путей на участке Междуреченск – Тайшет по независимой оценке Сбербанка окупится только через 45 лет. С расширением БАМа ситуация ещё сложнее. Из-за того что по магистрали будут возить преимущественно грузы первого класса, у неё образуется убыток даже на уровне эксплуатации. Тем не менее в компании считают, что эти проекты в целом окупаются с государственной точки зрения. Если в расчёт включить те налоги (так называемые окрашенные), которые дополнительно в бюджеты различных уровней будут платить предприниматели, то ситуация будет выглядеть по-другому. Часть этих налогов можно было бы направить на погашение кредитов, взятых на строительство или на субсидии для компании.

Это напоминает механизм действия Инвестиционного фонда, однако сейчас в этом фонде уже нет средств для реализации крупных проектов. ОАО «РЖД» предлагает такой подход как один из методов финансирования коммерчески непривлекательных проектов. Он хорош тем, что государству не нужно брать на себя риски и сразу выделять большие средства на строительство инфраструктуры, ведь конъюнктура может измениться. А в данной схеме риски раскладываются на всех участников проекта.

Но потенциально хорошее решение наталкивается на сопротивление Минфина. Там говорят, что есть Бюджетный кодекс, по которому все налоговые поступления должны быть обезличены. Финансистам это гораздо удобнее: все деньги поступают в общий котёл, из которого и распределяются согласно возможностям и лоббистскому напору. При этом сам Минфин в качестве инвестиционного ресурса предлагает повысить тарифы на инфраструктурную составляющую перевозки, надеясь, что в конечном итоге для потребителей цены вырастут не столь значительно. Но высокие тарифы означают сокращение грузопотока, в то время как перед РЖД стоит задача вывезти все предъявляемые грузы и не тормозить тем самым рост ВВП. Поэтому трудный диалог с Минфином будет продолжен, и в РЖД не теряют надежды убедить финансистов в том, что простыми решениями эффективную инфраструктуру уже не построишь.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30