21 апреля 2021 14:49

Не в пользу бедных

Регионы с низкими доходами обделили государственными дотациями

Пригородные пассажирские компании несут убытки из-за несовершенства законодательства.

Павел Бурцев, заместитель начальника Октябрьской дороги по реформированию и работе с органами власти
Согласно федеральному закону № 184, принятому ещё в 1996 году, транспортное обслуживание населения входит в обязанности субъектов Федерации. Но до недавнего времени не было подзаконных актов, где бы прописывалась методика расчёта тарифов, система финансовых отношений перевозчиков и регионов. Поэтому последние долгое время с большой долей нигилизма смотрели на его исполнение.

Полтора года назад методику расчёта экономически обоснованного тарифа утвердили. На её основе все регионы Северо-Западного федерального округа и пригородные компании подписали договоры, где обозначены тарифы и размеры движения. Размеры же компенсации – разницу между экономически обоснованным тарифом и социальным, который субъект РФ устанавливает для населения, регионы и перевозчики должны прописать в допсоглашениях. Однако суммы, которые субъекты закладывают в бюджетах на компенсацию выпадающих доходов, несоизмеримо малы.

Условно все регионы на полигоне ОЖД по объёму компенсаций делятся на три группы. К первой относятся Москва и область, Санкт-Петербург и Ленобласть, которые приносят перевозчикам прибыль или хотя бы нулевой финансовый результат.

Ко второй – регионы, где объём компенсации выпадающих доходов не превышает 1% от бюджета. Это Карелия, Мурманская область. Они идут навстречу перевозчику и корректируют бюджет, ведь здесь подъёмные для регионов деньги, до 100 млн руб.

Даже нулевого финансового результата пригородным компаниям добиться очень трудно
Третья группа – это регионы, в которых выпадающие доходы варьируются от 250 до 460 млн руб. В местных бюджетах эти суммы составляют от 3 до 5%. А найти столько денег невозможно. Так, в Псковской области дефицит средств составляет около 400 млн руб., в бюджете заложено – 10. Новгородская область обязана компенсировать 350 млн руб., а в бюджет заложено лишь 13,5 млн руб.

Вологодская и Тверская области и вовсе ничего не предусматривают в своих бюджетах, а доля выпадающих доходов перевозчиков в этих регионах составляет 250 млн руб. и 460 млн руб. соответственно.

По методике львиная доля расходов перевозчиков рассчитывается из вагонокилометровой работы. Поэтому разница между таким тарифом и социальным среди регионов распределяется крайне неравномерно. Густонаселённые субъекты РФ – или где малая протяжённость линий и короткие плечи обслуживания, большая составность поездов (качественные и количественные показатели, которые влияют на затратную часть перевозчиков. – Ред.) – оказались в выигрыше. Пример – Москва и Санкт-Петербург. Здесь в одночасье пригородный бизнес стал доходным.

А вот в регионах с малонаселёнными районами и значительными расстояниями экономически обоснованный тариф в силу затрат перевозчиков получился огромный и стал в разы отличаться от социального. А это привело к очень большим компенсационным выплатам.

В 2011-м пригородные перевозки были дотированы из федерального бюджета, ставка на инфраструктуру составила всего 1%. Казалось бы, затраты в регионах должны были упасть. Однако схема распределения дотаций субъектам Федерации получилась парадоксальной. Если смотреть на то, как компенсации упали на затраты того или иного региона, то получился перекос: там, где была хорошая доходная часть, получили ещё и значительные дотации, а там, где была низкая, – остались ни с чем. Ведь затраты на инфраструктуру формируются исходя из вагонокилометровой работы. И чем последняя больше, тем больше плата за инфраструктуру и доля участия госпомощи тоже наибольшая. А вот в той же Псковской области, где один тепловоз тащит два вагона с сумасшедшими затратами, но вагонокилометровая работа слабая, доля федеральной помощи очень мала.

В итоге пригородные компании находятся в сложном положении из-за того, что регионы не могут выплатить компенсации в полном объёме. Однако сокращать количество поездов – тоже не выход. Ведь нередко электрички – единственный существующий в регионе вид общественного транспорта.

Поэтому важную роль играет Совет при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО Николае Винниченко, он помогает решать возникающие проблемы. В частности, в регионах согласованы размеры движения пригородных поездов в 2012 году с заключением соответствующих договоров. К тому же утверждены тарифы на 2012 год для населения на платёжеспособном уровне, что сохраняет доступность пригородных перевозок для широких слоёв населения. Кроме того, было принято решение обратиться от имени совета в Правительство РФ о сохранении до 2015 года действующего порядка предоставления льгот пригородным пассажирским компаниям по оплате услуг инфраструктуры.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30