11 апреля 2021 23:48

Чебоксарский тупик

Недостаточный социальный заказ на пригородные перевозки привёл к протесту пассажиров

Причина опоздания в минувшую пятницу, 15 июня, пригородного поезда Чебоксары – Канаш оказалась неожиданной. Его отправление на 23 минуты задержали… пассажиры. Точнее, те из них, кто собирался ехать на поезде, но не поместился.

Уехать на пригородном поезде из Чебоксар могут не все желающие
Около 40 человек сели перед пригородным поездом на рельсы. Общаться с ними пришли начальник станции Чебоксары Владимир Никифоров, сотрудники муниципальной и транспортной полиции, Минтранса Чувашии. Аргументация людей такова: поезд должен был уйти в 20.10, и всем непоместившимся пришлось бы уезжать лишь на следующий день. «Ситуацию удалось быстро разрешить. Мы уговорили их уйти. Через несколько минут прислали наш станционный автобус и развезли всех в нужные им пункты», – рассказал «Гудку» Владимир Никифоров. На всякий случай Минтранс направил к вокзалу ещё несколько автобусов с городских линий.

Хотя по закону пассажиры могли понести уголовную ответственность, дело не завели. Однако отвечать за случившееся должны не только люди, преградившие путь электричке.

Как подчёркивается в пресс-релизе Горьковской железной дороги, «ответственными за определение количества вагонов в пригородном сообщении Республики Чувашия являются региональные власти». Ведь заказчиком социальных пригородных пассажирских перевозок является субъект Федерации, он определяет объём и размеры движения. Заказ Чувашии пригородной компании «Содружество» очень скромен. Ещё несколько лет назад в выходные дни между Чебоксарами и Канашом ходили пять пар полносоставных пригородных поездов. Теперь в графике их три при минимальной составности. Сократилось число поездов от Канаша до Казани, Сергача, Алатыря. Поезд из Арзамаса в Канаш идёт теперь только до границы Чувашии и назад.

В республике установлен довольно высокий для населения пригородный тариф – 18 руб. за десятикилометровую зону. По расчётам компании «Содружество», себестоимость заказанных перевозок – 44 руб. за зону. Таким образом, общий размер заказа подразумевает компенсацию в сумме 94 млн руб.

Между тем премьер-министр Чувашии Иван Моторин в мае в интервью одному из информационных агентств сообщил, что в региональном бюджете заложено на компенсацию выпадающих доходов всего 12 млн руб. Кроме того, за республикой значится прошлогодний долг перед компанией «Содружество» в 85,8 млн руб. Иван Моторин посетовал, что заявленный размер субсидий на одного перевезённого по железной дороге кажется ему излишне большим.

По поводу вечерних событий пятницы представители региональной власти Чувашии пока не дали официальных комментариев.

По мнению начальника Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максима Шнейдера, инцидент в Чебоксарах явно указывает на невыполнение субъектом РФ социального заказа.

Регион не заказывает подвижной состав в полном объёме. Иными словами, старается «экономить на нуждах своих граждан». Пригородная пассажирская компания просто не может предоставить большее число пассажирских вагонов или поездов, потому что в договоре с ней прописаны совсем другие цифры.
«Если вагонов в конкретной ситуации не хватает, значит, нужно заказывать новые и оплачивать. То, что произошло в Чебоксарах, – явный сигнал региональным властям: что-то нужно менять», – подчеркнул Максим Шнейдер.

Договор на предоставление подвижного состава можно изменить в любой день. Но всё-таки компанию лучше предупреждать заранее о таком решении, так как придётся заново и оперативно планировать работу локомотивных бригад, депо и т. д. «Схема такова: сутки для подписания договора. С их стороны должно прийти гарантийное письмо по поводу обеспечения полной оплаты выпадающих доходов пригородной компании. Тогда можно увеличить перевозки до таких пределов, до каких позволяют пропускные возможности», – заключил Максим Шнейдер.

Происшествие в Чебоксарах вполне подходит под определение «социальный взрыв». И важно, чтобы этот случай не стал прецедентом. Региональным властям надо больше внимания уделять вопросам транспортной доступности населения. К тому же если эта обязанность возложена на них федеральным законодательством. «Гудок» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Николай Морохин
Владислав Кукреш

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30