11 апреля 2021 04:15

Эпоха возрождения

Миндаугас Карбаускис пытается вывести московский Театр имени Маяковского из застоя и вернуть ему былую славу.

Прошёл год с тех пор, как Миндаугас Карбаускис был назначен художественным руководителем театра. Известный режиссёр, обладатель престижных театральных премий сменил Сергея Арцибашева, увольнения которого потребовала значительная часть труппы, недовольная творческим и хозяйственным упадком театра. О том, удаётся ли вдохнуть жизнь в некогда знаменитую Маяковку, и шёл разговор.

– Ощущение, будто идёт эксперимент: способен ли молодой современный режиссёр, только-только приобретающий опыт художественного руководства, поднять репертуарный театр, погрязший в рутине.
– Я не вижу тут эксперимента, это жизнь заставила делать.

– Некая ревизия труппы вами уже проведена?
– Вся жизнь театра – это сплошная ревизия. Не должно быть ничего застывшего, окаменелого. Что касается труппы… Резких движений я стараюсь не делать.

– Но вы ведь понимаете, что в театре есть балласт.
– Нет, не понимаю. Почему-то все вокруг в один голос твердят о каком-то балласте, хотя не были в нашем театре лет восемь. Это образец так называемого результативного мышления – абсолютно неглубокого, приблизительного.

– Тем не менее в труппе сейчас около 80 человек. Не все они нужны. Да вы и не сможете, даже если бы захотели, занять всех.
– Почему? Мы очень многих заняли.

– Насколько я понимаю, вам перво-наперво требовалось занять ведущих артистов. И это отчасти удалось. В «Талантах и поклонниках» вы дали роли Немоляевой, Филиппову, Костолевскому, Спиваковскому. В своём спектакле «Месяц в деревне» Александр Огарев занял Симонову. А что остальные?
– На данный момент 25 человек из тех, кто не занят в «Талантах и поклонниках», играют в других спектаклях. Репетируется пьеса Дмитрия Богославского «Любовь людей», где занята ещё часть артистов. У нас 70 процентов труппы занято в этом сезоне.

– А что вы намерены делать с афишей, в которой преобладают не лучшего сорта комедии?
– Мои собственные вкусы или вкусы продвинутых зрителей здесь ничего не значат. Я не могу с ходу «почистить» репертуар. Практически это значило бы надолго закрыть театр, где трудятся полтысячи человек. Всему своё время. Да, меня не удовлетворяет афиша. Но я не могу, живя в этом доме, проклинать его. Не могу, работая с этими людьми, одновременно их ненавидеть, в чём-то упрекать.

– В какой мере вы сейчас работаете на кассу?
– Финансовое состояние театра – это сфера дирекции, но, насколько я знаю, кассовые сборы у нас заметно увеличились.

– Начать с «Талантов и поклонников» – это был тактический ход? Могу ли я предположить, что, выбрав эту пьесу для вашего дебюта в Маяковке, вы тем самым хотели потрафить старожилам труппы – тем, кто хранит ностальгические воспоминания о поставленном 40 лет назад на этих же подмостках одноимённом спектакле Марии Кнебель?
– Я ничего не знал о том спектакле. Мне о нём стало известно потом, когда я уже решил, что буду ставить «Таланты и поклонники».

– Постепенно обновляя репертуар, вы не хотите в результате обновить и зрителя?
– Зачем? Зритель меня абсолютно устраивает.

– Странно. Я думал, вы скажете: «Да, это было бы неплохо». На мой взгляд, нынешний зритель Маяковки – большей частью случайный и явно не перегруженный театральными впечатлениями. Они в театре как на празднике – принаряженные, чуть-чуть взволнованные и заранее благодарные. Я сидел на «Талантах и поклонниках». Появляется Немоляева – аплодисменты. Появляется Костолевский – аплодисменты. Аплодисменты на выход, аплодисменты на уход…
– Это прекрасная публика.

– Она… ну, скажем так, простодушна, бесхитростна. Увидит живьём артиста, знакомого ей по кино, и радуется по-детски. Современный продвинутый зритель таких реакций не выдаёт.
– Ну и что? Литовцы, например, вообще не выдают никаких реакций. Когда литовец сидит на спектакле в Москве, он раздражается от того, что публика аплодирует. Не надо раздражаться. Ты же в другой стране находишься. Это другая нация. С другим менталитетом. Вот лично меня русская публика восхищает. Публика, какая бы она ни была, всегда права. Другое дело, как ты, артист, воспринимаешь её реакции. Если ты жить не можешь без аплодисментов на выход и на уход…

– Ох, трудно артистам без этого жить, вы же знаете. Они ведь, как правило, сами всячески провоцируют «встречу» и «проводы».
– Это уже дурной тон. Но если человек на сцене хорошо делает своё дело, никого ни на что не провоцируя, получает от зрителя некий аванс, некое наглядное подтверждение, что его знают и любят, – это, по-моему, замечательно. Комплекс неполноценности может развиться у русского театра, если он начнёт стесняться своих национальных традиций – открытой бенефисности, любви к артистам, преклонения перед актёрским мастерством. Как раз в стремлении к актёрскому театру я и приехал в Москву. В Литве таких театров не было.

– Считаете ли вы репертуарный театр в принципе жизнеспособным?
– Репертуарный театр – это некий фундамент в демонстрации сценического искусства, и глупо было бы этот фундамент разрушать. В нём воплощена идея задуманного Станиславским общедоступного театра, как на первых порах и назывался МХТ. Это идея тысячного зала, а не камерного пространства на 150–200 мест.

– Общедоступный репертуарный театр, он же театр-дом, где все артисты – одна большая семья, – это, на ваш взгляд, не уходящая натура?
– Я уверен, что нет. Я вообще не страдаю этими комплексами. В 90-е годы Литва прониклась верой, будто можно враз избавиться от советской ментальности и приобрести менталитет Евросоюза. Статус государства сравнительно быстро удалось изменить, но люди по сути остались прежними, советскими. Вот и русский театр, имеющий определённую корневую основу, не может да, наверное, и не должен резко меняться.

– Мне казалось, вы режиссёр рационального склада и прагматичного отношения к своему ремеслу, то есть в чём-то не такой, какими были в разное время возглавлявшие Маяковку Охлопков и Гончаров. А теперь вижу, что и вам не чужды романтические представления о театре.
– Будь они мне чужды, я бы не взялся ставить «Таланты и поклонники». Романтическое от театра неотделимо.

Беседовал Пётр Невзоров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30