17 октября 2021 12:42

Километры штатного расписания

Век назад удельная потребность в человеческих ресурсах была меньше

Эффективность железных дорог можно оценивать по-разному, но самый наглядный способ сравнить себя с другими – это просто проанализировать количество работников на километр путей.

Безлюдным производством железную дорогу не назовёшь
Очевидно, что чем более высокотехнологично производство, тем меньше требуется людей для его обслуживания, тем увереннее можно говорить здесь об инновационных подходах. Чтобы соблюсти примерно равные условия «соревнования», сравним сегодняшний железнодорожный транспорт России, во-первых, с дореволюционным временем, а во-вторых, с тремя крупнейшими сетями мира – американской, китайской и индийской.

Согласно статистико-документальному справочнику «Россия. 1913 год», в то время на железнодорожном транспорте работали 653400 человек при протяжённости сети 63602 версты (67850 км). Это составляет менее 10 человек на километр дороги.

Протяжённость сети теперь составляет 85 тыс. км. Работают в ОАО «РЖД» вместе с дочерними и зависимыми обществами 1 млн 200 тыс. сотрудников. Так что, оказывается, сейчас на километр приходится работников существенно больше, чем раньше, а именно свыше 14 человек.

Правда, в годы Первой мировой войны численность контингента на железных дорогах империи была доведена до миллиона (что дало соотношение 15 человек на километр), но сейчас-то мы ни с кем не воюем.

В США несколько десятков железнодорожных компаний, и далеко не все из них публикуют официальные данные о численности своего штата. К счастью, такую информацию предоставляют восемь крупнейших операторов (в США они называются «компаниями I класса»). Согласно их отчётам за 2007–2011 годы, там работают 205 тыс. сотрудников. Учитывая также десятки операторов II и III класса, можно говорить о примерно 300 тыс. американских железнодорожников. Кстати, контингент пассажирской Amtrak – единственной государственной компании в США – составляет всего лишь 20 тыс. человек.

По данным издания TradingEconomics, общая протяжённость железных дорог в США составляет порядка 227 тыс. км. Таким образом, на сети на один километр дороги приходится приблизительно 1–1,5 человека.

Даже если ещё учесть какое-то, пусть весьма приличное, количество всяческих аутсорсеров, сезонных вольнонаёмных рабочих, низкоквалифицированных подсобников и т.д., то результат получается всё равно впечатляющий.

Жителей Китая всегда было непросто посчитать, но, к счастью, это было уже сделано индийским специалистом по транспортной логистике в Юго-Восточной Азии Тангатом Рангасвами. По его данным, на китайских железных дорогах, в единственной государственной компании ChinaRailways, занято 3 млн 180 тыс. работников. В том же исследовании автор приводит и индийскую статистику: в Индии железнодорожников около 1 млн 400 тыс.

Что касается протяжённости сети, то, по данным ChinaDaily, в Китае она составляет около 91 тыс. км. Кстати, эта страна недавно вытеснила Россию со второго места в мире по данному показателю. В Индии, по официальным данным государственного перевозчика IndianRailways, длина сети достигает 65 тыс. км. Таким образом, соотношение «человеко-километров» составляет для этих крупных азиатских стран соответственно 34 и 21. Видимо, китайцы и индийцы предпочитают брать числом.

Самое неприятное в приведённой статистике – это, конечно, отставание нас от нас же самих вековой давности.

Казалось бы, за сто лет появилось большое количество технологий, призванных уменьшить необходимость физического присутствия людей, произошла технологическая революция. Но потребность в человеческом ресурсе возросла почти в полтора раза. Значит, мы можем сколько угодно говорить об инновационном развитии и даже своими глазами наблюдать технические новшества, но цифры нам указывают совершенно определённо: железные дороги России нуждаются в дальнейшей модернизации и продолжении структурных реформ.

Скажут: но ведь насколько мы отстаём от США, настолько же и опережаем азиатские страны. Да, но, вероятно, недолго мы будем их опережать, если те же Китай и Индия сохранят нынешние темпы своего развития.

Евгений Бузев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31