12 апреля 2021 07:14

Вопрос дня

Что лучше для путейца: приобретать профессию в училище или на рабочем месте?


Владимир Рюмин, начальник опытной путевой машинной станции № 1 Октябрьской дирекции по ремонту пути:
– Дортехшколы существенно проигрывают тому образованию, которое раньше могло дать предприятие. Там ведь всё-таки теория, а у нас – практика. В полевых условиях мы готовили настоящего специалиста, выдавали разряд. Пока у нас не отобрали эту возможность.
Когда я работал на путевой машинной станции, приходили к нам люди «с улицы». Их обучали опытные преподаватели – не один год на пути. И ещё: те люди действительно шли работать. С теми, кого мы теперь посылаем в дортехшколы, ситуация другая. Отучились положенное, получая при этом деньги, выпустились – и вдруг увольняются. Это не единичные случаи.
Теперь преподавательской деятельностью могут заниматься только учебные центры. И каков результат? Переучивать многих приходится. Максимум, чем могут похвастать молодые специалисты, – теоретические знания верхнего строения пути.
Не все монтёры знают теорию техники безопасности. Мы лишили их практических знаний в этой сфере. Считаю, что наезды можно вообще пресечь, если вернуть право предприятиям самим обучать людей.

Татьяна Морозова, техник 1-го разряда Шахтинской дистанции пути:
– В работе путейца образование и опыт работы не противопоставляются, а дополняют друг друга. Монтёром, как правило, приходит работать человек, не имеющий какого-либо профильного образования. Он узнаёт работу изнутри и в дальнейшем, если заинтересован в построении карьеры, думает об образовании. Чтобы стать бригадиром, мастером или занять более высокую должность, образование уже необходимо. То есть путеец с профильным дипломом – это человек, который имеет и опыт работы, и теоретические знания. У нас есть несколько примеров, когда молодые парни после срочной службы приходили работать монтёрами пути, затем получали образование по полюбившейся профессии и сегодня занимают руководящие должности.

Иван Третьяков, заместитель начальника по кадрам Шадринской дистанции пути имени
П.И. Клеванцова:
– Отдаю предпочтение училищу. Там будущий путеец получает базу знаний – теорию. Он знает основы технического содержания пути, а когда приходит на практику, ему производство даётся намного легче. Теория чётко сидит в голове, остаётся только воплотить её в дело.
После училища и адаптация идёт быстрее, и карьерный рост. Человек минует стадию ученичества, сразу становится монтёром, а потом и бригадиром. К тому же училище даёт толчок к получению дальнейшего образования – в техникуме или институте.
Другое дело – обучение на рабочем месте. Пришёл парень после школы. Его закрепляют за кем-то. А чаще всего говорят: «Смотри на других и учись». Конечно, он научится, теорию освоит и со временем станет специалистом, только процесс становления удлинится, замедлится и карьерный рост. Желание продолжить образование в таком случае возникает редко. По опыту замечено, что даже год обучения путейца в училище даёт преимущество перед рабочим-практиком.

Андрей Аксёнов, монтёр Гусиноозерской дистанции пути:
– В этом вопросе противопоставления быть не должно – нужна и учёба, и практика. Я, например, в железнодорожном колледже получил теоретические знания, другие их приобретают в дорожных центрах обучения, сдают экзамены, прежде чем их выпустят на линию. Но эти знания без практики особо не помогут, всё нужно попробовать сделать своими руками, понять смысл работы. Не посмотреть на картинке, не понаблюдать со стороны, а собственноручно поднять или закрутить. Так и появляется опыт.

Александр Лахтарин, начальник отдела эксплуатации Горьковской службы пути:
– В Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта независимо от факультета и специализации мы получали фундаментальные знания по всем направлениям. Проще говоря, при желании я мог пойти в сметчики, проектировщики, да куда угодно. Но я пошёл по пути практикующего путейца. На Горьковской начал работать в 1991 году со скромной должности бригадира пути, чтобы получить узкопрофессиональные навыки. Считаю такой подход правильным.
Многое полученное в институте потом не пригодилось. Задача преподавателей – готовить не узких специалистов, а профессионалов, которым открыта дорога во всех направлениях.

Юрий Миронов, монтёр Ужурской дистанции пути:
– В работе путейца теоретическое образование и практический опыт – неделимое целое. Вся работа на железной дороге, каким бы опытным ты ни был, построена на теоретических знаниях. Например, устранение неисправности стрелочного перевода. Как её выполнить, если не знать из теоретического курса, что существуют девять основных неисправностей, при которых эксплуатация стрелки запрещена, и в чём эти неисправности заключаются? Вот она, прямая зависимость между качеством теоретической подготовки путейца и безопасностью движения. Просадки пути, ширина колеи, рихтовка пути, сигнальные знаки – всё это теория, которую мы ежедневно применяем на практике. И надеяться на опыт тут не стоит, надо постоянно обновлять теоретические знания. Путейцев периодически направляют на курсы обучения, и это правильно.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30