19 апреля 2021 21:50

Споры нужно решать в суде

Проблемы незаконного занятия земель в полосах отвода зачастую возникают из-за бездействия должностных лиц



Вопрос самозахвата земель в полосах отвода железной дороги острый – это показывают результаты многочисленных проверок, проводимых нашими сотрудниками.

Мурад Кехлеров, первый заместитель московского межрегионального транспортного прокурора
Предприниматели самовольно занимают земли, возводят на них торговые павильоны, а порой и капитальные строения. И всё это без соответствующей разрешительной документации.

Я хотел бы разделить эту тему на две составляющие: действия недобросовестных юридических лиц и бездействие должностных лиц в управлении Московской железной дороги, ответственных за выявление нарушителей. Прокуратура возбуждает административные дела в отношении компаний, виновных в захвате, направляет в суд исковые заявления о необходимости освободить земельные участки или снести незаконную постройку.

Но хотелось бы большей активности в этом вопросе именно со стороны железной дороги – необходимо оперативно выявлять и пресекать незаконные захваты.

Нами, например, выявлялись случаи, когда субарендаторы земельных участков долгое время не вносили арендную плату. Общая задолженность составляла порядка 50 млн руб. Фактически это был факт самозахвата, но должностные лица не обращали на это внимания. А ведь земля в полосах отвода – федеральная собственность, получается, что её используют неустановленные лица.

В результате средства не поступают в бюджет государственной компании ОАО «РЖД».

После выявления ряда фактов нарушений на Московской дороге мы внесли соответствующее представление на имя президента РЖД Владимира Якунина. Меры уже принимаются. В частности, был составлен план устранения нарушений, Московская дорога стала оперативно направлять в суд исковые заявления.

Хочу пояснить, что борьба с возведением различных строений в полосах отвода не является задачей транспортной прокуратуры, мы должны лишь осуществлять надзор за действиями сотрудников РЖД в этом направлении. Но несвоевременность принятия решений и обнаружения нелегальных строений приводит к необходимости мер прокурорского реагирования.

Несвоевременная подача иска в суд чревата дополнительными проблемами. Так, если на незаконно занятых землях при попустительстве должностных лиц уже возводятся строения, работы завершаются и тут поступает решение суда об освобождении территории, это значит, что годное к эксплуатации здание необходимо снести. Вполне понятно, что коммерсанты не хотят этого делать. Нам приходится возбуждать уголовные дела. Впрочем, в транспортную прокуратуру поступают жалобы и на ОАО «РЖД» – предприниматели недовольны блокированием деятельности торговых точек до решения суда.

Ещё один важный аспект проблемы полос отвода – договоры, заключённые ещё с Министерством путей сообщения. Когда срок действия этих соглашений истекает, предприниматели должны подписывать новые – с ОАО «РЖД». И здесь часто возникают вопросы о том, кто владеет преимущественным правом на заключение договора аренды или на его продление. К нам поступали жалобы на то, что ОАО «РЖД» занимает жёсткую позицию в отношении нелегальных, по мнению представителей компании, арендаторов. Но сейчас мы уже договорились с компанией о том, что подобные действия должны проходить исключительно в цивилизованном порядке, через обращения в суд.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30