25 октября 2021 12:55

Место для любви

В Музыкальном театре Покровского состоялась премьера двух одноактных опер Владимира Кобекина, объединённых в спектакле «Каприччио в чёрном и белом».

Премьера оперы на музыку современного композитора сегодня событие. Ведь в этом жанре работают редчайшие смельчаки. Слишком много он требует от сочинителя знаний, работы, а результат, как известно, непредсказуем.

Однако Владимир Кобекин – композитор не робкого десятка. На его счету двадцать опер, и практически все они востребованы не только в России, но и на Западе. Трижды к его музыке обращался и Театр Покровского. И вот сейчас на его сцене состоялась премьера одноактных опер композитора «Шут и король» и «Счастливый принц», объединённых названием «Каприччио в чёрном и белом». Их музыка, яркая, образная, как и полагается в каприччио, в то же время контрастная, как и рассказанные истории.

В опере «Шут и король» Владимир Кобекин является и автором либретто, написанного на основе пьесы выдающегося бельгийского драматурга Мишеля де Гельдерода, чьё творчество отличала откровенная ненависть к природе власти, гротесковость её осмысления. Потому на сцена установлена огромная решётка, а также символизирующий оплот испанской монархии – монастырь-замок Эскориал.

За решёткой Король в красной короне, красной мантии с интересом рассматривает свои руки, которые в крови. Только что он отравил жену, которая позволила себе его ненавидеть. Бедняжка, она просто не сумела найти в муже ничего, за что бы его можно было любить. Муки совести Королю неведомы. Он жаждет развлечения грубого, жестокого, с закланием жертвы. Ею станет Шут.

Короля блистательно исполняет Борислав Молчанов. Этот певец в основном востребован в ролях слабовольных юношей. И вдруг артист в Короле показал монстра. В сложнейшей партии есть и речитатив, и выкрики, и смех, она требует не нюансов, а какой-то внутренней выраженности, недюжинной физической выносливости. И Молчанов исполнил свою партию, что называется, на одном дыхании. Это было упоение злом, которое способно вызвать лишь отвращение к нему. Музыка Кобекина пронзительна, лишена рефлексии, и поэтому честна по отношению к этому сюжету.

В другой опере, «Счастливый принц», речь тоже идёт о природе власти. Но совсем иной, заполненной любовью к людям. Она столь огромна, деятельна, самоотверженна, что не оставляет иного выбора обладателю, нежели умереть.

Эта андерсеновская история рассказана записным циником Оскаром Уайльдом. Музыка Кобекина здесь пронизана нежностью, грустью. Арии мелодичны и запоминаемы. Сцена наполнена белым цветом. На лёгкой белоснежной портьере сменяется видеоряд – золотая статуя Принца, летящие листья, капли дождя, крыши города, покинуть который мечтает Ласточка, но, полюбив Принца, остаётся здесь и отдаёт себя, как и он, людям.

Эту роль исполняет Екатерина Ферзба. Её героиня трепетна, порывиста, ей веришь. Принц в исполнении Василия Гафнера – человек, который знает свой печальный конец, принимает его в силу не обречённости, но веры в необходимость жертвы ради любви. Певец умело не форсирует голос, что так важно, когда надо создать атмосферу света, которой проникнута постановка.

Обе монооперы поставлены молодыми режиссёрами. Первая – Денисом Азаровым, вторая – Сергеем Тереховым. Театр Покровского намерен и дальше знакомить публику с современной оперой. Следующей постановкой будет «Альбом Алисы» замечательного отечественного композитора Владимира Рубина. А новый сезон в сентябре театр откроет оперой Владимира Кобекина «Холстомер».

Вера Лазарева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31