13 апреля 2021 13:17

Юг против Севера

Каково литьё – зависит от места изготовления

В последнее время «Гудок» часто публикует материалы об изломах боковых рам тележек грузовых вагонов, рассказывает о заседаниях разных комиссий, которые ищут «пути ликвидации этого позорного явления», но конкретных мер что-то не видно. Все они ограничиваются констатацией печальных фактов и дружескими рукопожатиями, не более того. Видимо, ждём, когда где-нибудь рванёт.

Я проработал на железнодорожном транспорте более полувека. Прошёл путь от осмотрщика вагонов до начальника вагонного депо Свердловск-пассажирский. В своё время был старшим инспектором Внешнеторгового объединения «Машинимпорт» в Германии и занимался организацией входного контроля за качеством стали, в том числе и используемой при производстве пассажирских вагонов для советских железных дорог, и лично участвовал в испытании опытных образцов, узлов и деталей вагонов.

В 1964 году пошли массовые случаи излома групп рессорного подвешивания у пассажирских вагонов, поставляемых из ГДР. Стали искать причину, и выяснилось, что южные стали (в том числе производства украинских заводов) не годятся для производства подвижного состава, поскольку не выдерживают периодических толчков и увеличенной нагрузки из-за наличия в них вреднейшей примеси – мышьяка. Кроме того, они не терпят низких температур и не поддаются сварке.

Приведу данные, о которых должна знать отраслевая наука: по данным Института сварки Jchweisentechnik, что в городе Галле (Германия), сталь должна выдерживать количество ударов 11 в 6-й степени, однако опытные образцы южной стали выдерживали не более 8 в 6-й степени. Поэтому в марте 1965 года применение этой стали для производства пассажирских вагонов было прекращено.

Кстати, из-за обрывов рессорного подвешивания ещё в 1943 году из инвентарного парка были исключены двухосные хопперы, построенные на Мариупольском заводе. Потом, уже в 50-х годах, были выведены из эксплуатации все 20-тонные платформы клепаной конструкции, поскольку сталь, из которой они были сделаны, не поддавалась электросварке. Я сам подписывал документы на исключение этих платформ. А вот вагоны, построенные из северной стали в 1965-м и более поздних годах, отличались и качеством сварки, и надёжностью рессорного подвешивания.

Производители вагонного литья не могут или, вернее, не хотят нести дополнительные расходы по очистке металла от вредных примесей. Понятно: литьё в дефиците, его и без того купят дельцы-спекулянты.

И ОАО «РЖД» оказалось тут бессильно. Всю ответственность взвалили на «рыжего Ваньку» – осмотрщика вагонов: пусть он, мол, бдит.

Я считаю, что в работе с вагонным парком должна быть система. Необходима единая технологическая и нормативная платформа по производству, испытанию и эксплуатации вагонов, а также запчастей и узлов к ним. Только тогда можно ждать какого-то эффекта.

Михаил Шипунов


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30