21 октября 2021 20:13

Спасительная информация

Отрасли нужен единый банк данных паспортов безопасности и аварийных карточек

При возникновении чрезвычайных ситуаций с перевозимыми по железной дороге опасными грузами важно как можно быстрее принять меры по ликвидации их последствий.

Иван Вишнивецкий, старший научный сотрудник Независимой энергетической компании
Ведь при утечке из цистерн жидких химикатов, возгорании токсичных грузов и других авариях могут загрязниться не только атмосфера и почва, но и подземные воды. А это чревато поражением больших территорий.

Прибывающим на место происшествия спасательным бригадам необходимо иметь максимально полную информацию о характере перевозимой продукции, чтобы оперативно устранить угрозу экологического бедствия. Причём спасатели должны и сами соблюдать правила безопасности, чтобы не стать жертвами аварии.

Конкретные меры предосторожности, которые должны выполняться при ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках. Они хранятся в виде книг на всех железнодорожных станциях. Однако анализ таких карточек показывает, что вся информация об опасном веществе, способах его нейтрализации, средствах индивидуальной защиты и мерах первой помощи содержится всего в нескольких десятках строчек.

Для экстренного оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим, предупреждения гражданского населения о потенциальной опасности и принятия защитных профилактических мер этих данных явно недостаточно.

Единый банк данных об опасных грузах поможет оперативно ликвидировать последствия аварий
Пример тому – утечка брома из разбившихся в вагоне стеклянных ёмкостей в Челябинске в прошлом году. Оранжевый едкий дым тогда перепугал горожан, не имевших никакой информации о происходящем и не знавших, как защищаться от угрозы отравления.

Сейчас, если свойства перевозимых веществ и материалов неизвестны, руководитель спасательных работ может принять меры по их выяснению через грузовладельца и специализированные научно-исследовательские организации.

Кроме того, в случае необходимости он может потребовать направить на место аварии соответствующих специалистов грузоотправителя. Но, как показывает опыт, все эти процедуры занимают очень длительное время.

В то же время детальная информация о каждом опасном веществе содержится на 7–20 страницах паспорта безопасности. Этот документ, согласно современным требованиям, обязательно прикладывается к договору на перевозку, заключаемому между железной дорогой и грузовладельцем. Проблема в том, что он вместе с договором хранится в юридической службе железной дороги и, по сути, является малодоступным для членов штаба по ликвидации аварии.

Если же в чрезвычайную ситуацию попадают вагоны с различными опасными грузами, то приходится искать сразу несколько паспортов безопасности, что ещё сложнее.

В связи с этим считаю необходимым создать единый банк данных паспортов безопасности и аварийных карточек (с учётом всех изменений и дополнений) для всех опасных грузов, перевозимых по железной дороге. Его можно подготовить в рамках действующей в отрасли автоматизированной информационно-справочной системы «Опасные грузы».

Тогда в случае возникновения чрезвычайной ситуации сотрудники управления местной железной дороги смогут оперативно по каналам связи передать в штаб по ликвидации последствий происшествия полный текст паспорта безопасности и аварийной карточки на конкретное опасное вещество. Такая информация поможет спасателям быстрее исправить ситуацию.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31