16 октября 2021 07:47

Сэкономят на щебне

Учёные ИрГУПСа спроектировали установку для определения степени загрязнения балласта

Действующее на отечественных магистралях «Положение о проведении реконструкции (модернизации) железнодорожного пути» предусматривает создание подшпального основания с подщебёночным слоем из песчано-гравийной смеси. Уже заложены первые такие участки на линии Санкт-Петербург – Москва.

Новшество поможет точнее определять качество балласта
Однако до настоящего времени не приняты нормативы, определяющие состав и влажность песчано-гравийной смеси, степень уплотнения слоёв подшпального основания, а также их толщину в зависимости от эксплуатационных условий (скоростей движения поездов, осевых нагрузок и др.).

Кроме того, не хватает современных технических средств контроля качества сооружения подобных устройств, в частности для определения степени уплотнения слоёв, влажности, геометрии, уровня загрязнения балласта и целого ряда других параметров.

Между тем именно периодическое обследование состояния балластной призмы позволяет правильно планировать ремонт пути и обеспечивать хорошую работу подшпального основания под поездами при минимальных затратах на его содержание. Например, при обследовании обязательно определяют степень загрязнённости балласта, снижающей его фильтрационную способность.

Однако методы при этом до сих пор используют дедовские. Чаще всего щебень путейцы вручную просеивают через сито, а затем взвешивают полученные пробы загрязнённой смеси.

Понятно, что полученные результаты не отличаются высокой точностью. Да и способ этот очень трудоёмкий, требует привлечения большого количества работников.

Решить проблему смогли сотрудники кафедры «Путь и путевое хозяйство» Иркутского государственного университета путей сообщения.

Совместно с коллегами из конструкторского бюро НИИ химического машиностроения они изготовили рабочие чертежи оригинальной установки, позволяющей непосредственно в полевых условиях рассчитать соотношение засорённого и очищенного балласта на ремонтируемом участке пути. Причём практически в любом сечении призмы.

Проведённые учёными вуза всесторонние лабораторные испытания также показали, что с помощью новшества можно гораздо точнее определять объём загрязнённого балластного слоя.

Благодаря этому при ремонте пути удастся избежать дополнительных работ по досыпке щебня, а также сэкономить при его транспортировке и выгрузке.

Если учесть, что ежегодно на сети железных дорог требуется восстанавливать по несколько тысяч километров линий, то внедрение новой установки поможет сберечь миллионы рублей.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31