11 апреля 2021 00:54

Казус выбора

Чему учить детей, каждая семья решает по-своему

Учёные определили принципы родительского поведения.

За советом в вопросе выбора жизненного пути школьники чаще всего идут к родителям
Социологи выделили три стратегии поведения российских семей, когда перед ними встаёт вопрос об образовании ребёнка: делегирование, целевые инвестиции и пакетные инвестиции. К таким результатам пришли учёные Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), опросившие 6 тыс. родителей из 10 регионов России.

В первую группу входит от 46 до 51% родителей, в зависимости от возраста их детей – дошкольники это или ученики девятых классов. Эти мамы и папы воспринимают школу как своеобразный «сейф», куда можно «сдать» ребёнка и расслабиться. Они помогают детям во время подготовки к школе или переводным экзаменам, но после поступления в первый (или перехода в десятый) класс всю ответственность за обучение и воспитание с облегчением передают школе. Вторая группа родителей (от 14 до 34%) не ждёт, что одна даже очень хорошая школа сможет удовлетворить все их запросы, и готовы использовать разные источники образования – целенаправленно искать дополнительные занятия, возить ребёнка в секцию через полгорода, нанимать репетиторов и т.д.

Третья часть семей (таких от 15 до 41%) ограничивают выбор образовательного учреждения для своих детей ближайшей к дому школой и районным клубом детского творчества. И именно эта группа, имеющая невысокие доходы, сильно не удовлетворена сложившимися правилами игры. «Эти родители не могут позволить себе водить ребёнка куда-то ещё после школы. И здесь самый сильный запрос на изменение сложившейся ситуации. Родители активно вовлечены в образовательную игру, но не могут успешно играть по существующим правилам. Тогда они начинают играть с правилами», – поясняет директор Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн. Пример таких лазеек – кооперация между родителями и вузами после введения ЕГЭ. Институты создают колледжи при факультетах, куда поступают выпускники девятых классов, а через четыре года они уже оказываются на третьем курсе этого вуза. Родители тратят меньше средств и нервов, вузы же получают стабильный доход и постоянный набор.

Радикального различия в мотивации родителей из Москвы и регионов нет. Они ориентируются на качество образования, которое родителями воспринимается как возможность поступления в вуз, доступность, чтобы не пришлось платить, и престиж школы. «Но ориентация на престижность школы в регионах гораздо выше, чем в Москве, – попадание в престижную школу сравнивается с поступлением в вуз», – подчеркнул Виктор Вахштайн.

Как пояснила ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, шансы на хорошее образование сильно зависят от того, выражен ли в школе контингент благополучных детей. «Реализовать свой потенциал дети могут только там, где собрались такие же, как они, – говорит эксперт. – Поэтому возникает такое «бутылочное горлышко», когда все стремятся в небольшое число школ. Что с этим делать, честно говоря, неясно. Удастся ли решить проблему административным перераспределением, тоже пока непонятно».

С нынешней демографической ситуацией поступление в университеты школьникам практически гарантировано. «С 2004 года падает число заканчивающих школы. В самый пик рождаемости школы выпускали 1,4 млн человек, в прошлом же году было всего 600 тыс. выпускников», – приводит данные директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. При этом доходы семей не успевают за стоимостью образования, что вынуждает их выбирать вечерние и заочные формы обучения. «Больше 55% учатся на вечернем отделении или в экстернате. Люди идут в негосударственные вузы, стоимость обучения там значительно ниже, чем в государственных, но и качество соответствующее», – говорит Татьяна Клячко. При этом символическая ценность высшего образования гораздо выше реально приносимой им прибыли. «Часто диплом является самоценностью в глазах родителей, при этом они зачастую не задумываются, сколько он будет зарабатывать», – отмечает Виктор Вахштайн.
«Школа обязана анализировать социологические исследования, чтобы адекватно разговаривать и взаимодействовать с родителями», – считает главный редактор «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрий Фишбейн. Но школы не понимают, что перед ними уже совершенно другие семьи. «Раньше была единая семья – все жили вместе с бабушками-дедушками. Но сейчас есть семьи, где няни возят детей на отдых, где родители-одиночки, семьи с детьми от разных браков, семьи, где оба родителя только мужчины и т.д. Семья изменилась, но ощущения этого у учителей нет, они продолжают общаться так же», – поясняет эксперт. Количество недовольных огромно – по оценкам социологов, до 40%. «И пусть сейчас это выглядит как «наезд» на школу, но на этот запрос нужно отвечать. Иначе стена отчуждения будет расти», – предупреждает Дмитрий Фишбейн.

Анна Родионова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30