24 октября 2021 00:48

Депо в квартире

Борис Барковсков более полувека коллекционирует железнодорожные модели

Коллекционирование моделей подвижного состава, макетов устройств и строений железнодорожного транспорта, а также постройка действующих модельных комплексов становится в нашей стране всё популярнее. Однако таких собирателей, как Борис Владимирович Барковсков, единицы. Он не только создатель уникальной коллекции, но и авторитетный историк железнодорожной техники и моделирования.

Стены квартиры заняты полками-витринами, на которых растянулись миниатюрные составы
Его увлечению более пятидесяти лет. Стены квартиры заняты специальными полками-витринами, на которых растянулись миниатюрные составы, локомотивы и вагоны, пассажирские, грузовые, разных стран и времён. Для гостей – это впечатляющая вереница, вдоль которой они ходят, широко раскрыв рот от восхищения, а для хозяина – чёткая система.
– Расставлены они у меня строго по тематике, – проводит он экскурсию по своему крупнейшему железнодорожному узлу. – Здесь немецкие, французские, бельгийские, швейцарские образцы. Значительная часть коллекции посвящена американским образцам самых больших поездов в мире. Группирую их не только по странам, но и по эпохам, и по техническим характеристикам.

Началось всё в раннем детстве. Дедушка был машинистом паровоза, отец всю жизнь интересовался железнодорожной техникой, и первой книгой в руках маленького Бориса стало «Руководство для паровозных машинистов», а любимым развлечением – походы в депо, на железнодорожную станцию. В семь лет он получил в подарок немецкую электрическую железную дорогу. Вот с этой-то дороги – мечты многих мальчишек – и началась коллекция, которая сегодня насчитывает тысячи экземпляров. Борис Владимирович неоднократно брался делать опись, но ему пока не удалось завершить этот кропотливый труд. В последние годы был занят – готовил рукопись книги.

Кстати, его первый труд под названием «Модели железных дорог» вышел в 1980 году. Автор систематизировал нужную для моделистов информацию, как сам говорит, «это был для них общий курс железных дорог». До сих пор книга остаётся одним из основных пособий для желающих построить собственный железнодорожный макет. А уже готовая к выходу в свет работа посвящена паровозу «Иосиф Сталин». Эта машина произвела на него впечатление ещё в детстве, запомнилась внушительным обликом – «ИС» был самым мощным пассажирским паровозом в нашей стране. Сначала Борис Владимирович взялся сделать чертёж общего вида паровоза для моделистов, но постепенно в ходе архивных исследований обнаружилось столько интереснейшей информации, что он стал готовить статью, делать пояснения к чертежу, приводить исторические справки и вскоре понял – надо писать книгу.

В Советском Союзе было выпущено 650 паровозов «ИС». В книге рассказывается о предпосылках создания этого типа локомотива, разработке проекта, постройке и испытании опытных образцов, она знакомит читателя с конструкцией паровоза и дальнейшими её изменениями. Борис Владимирович прослеживает судьбу каждого из них от постройки до списания, приводит схемы тяговых плеч, где работали эти машины, – вплоть до электрификации это была самая востребованная серия пассажирского локомотива.

С железной дорогой Барковсков связал и свою профессиональную жизнь, больше 30 лет проработав в МПС. И хотя обязанности его не были напрямую связаны с перевозками и подвижным составом, он всегда поддерживал связь с рядовыми железнодорожниками. А дома у него всё чаще появлялись свои миниатюрные локомотивы, выгоны, пути…

В начале коллекционирования Борис Владимирович делал всё сам, потом стал заказывать мастерам-любителям определённые модели. С одним из таких мастеров – Игорем Ивановичем Прохоровым – дружба и сотрудничество длятся многие десятилетия. В начале 70-х его руками сделано множество моделей паровозов и макет, которые являются гордостью коллекционера. На столе-макете воспроизведён фрагмент деповской станции: веерное паровозное депо с поворотным кругом, нефтераздача, угольная экипировка, насосная станция и водонапорная башня, помещение дежурного по депо, возле которого красуется доска почёта. Вдоль пути загораются крошечные лампочки на столь же миниатюрных столбах и в окнах домов, и среди них движется, как по волшебству, игрушечный паровоз. Постройки, паровозы, ландшафт – всё как настоящее, только в миниатюре. Конкретного прототипа у этого макета нет, но архитектура выполнена по чертежам Рязано-Уральской железной дороги, а природный пейзаж характерен для средней полосы России.

В коллекции присутствуют редчайшие экземпляры – модели, выполненные зарубежными фирмами по подписке: производитель выпускает специальный каталог и по нему, согласно заказам, изготовляет всего 40–50 моделей. Их приходилось ожидать годами, а стоимость их сопоставима со стоимостью легкового автомобиля.

Для России возможности коллекционирования железнодорожных моделей в полной мере открываются только сейчас, хотя интерес существовал давно. Были и попытки наладить отечественное серийное производство моделей. Барковсков способствовал, как мог, развитию таких производств – выступал консультантом, подбирал чертежи. В конце 70-х запустили линию на курском заводе «Счётмаш», позднее на белгородском заводе ПО «Сокол». Для тех лет это было достижение, но желаемого качества добиться так и не удалось.
– Сейчас в России серийно модели отечественного железнодорожного подвижного состава выпускают только в Санкт-Петербурге, в масштабе 1:120, но это крайне малотиражное и дорогое производство, – говорит мой собеседник. – Конечно, нельзя сказать, что за рубежом оно дёшево, но предложение там несравнимо разнообразнее и качество, как правило, превосходное. Коллекционеру ещё на начальном этапе нужно определиться с размером моделей. Я остановился на масштабе 1:87, он, по-моему, лучшее сочетание размера и детализации. Сейчас уже приходится определять для себя какие-то критерии отбора, что приобретать, за предложением угнаться невозможно. Я слежу за американскими, европейскими каталогами, стараюсь не пропускать модели американского подвижного состава, но в первую очередь приобретаю модели исторических русских, советских локомотивов и вагонов.

Вместе с моделями он собирает литературу по железнодорожной тематике. Такого историка железнодорожного транспорта ещё поискать! Ведь он кроме теории знает в деталях «на практике» многие типы подвижного состава, их характеристики.

Природа собирательства до конца не понята специалистами, как и любая природа творчества. Главное – коллекционер хочет достичь совершенства, предела которому, как известно, нет. Это значит, что депо в квартире будет ещё принимать составы, обновлять строения и ставить новые семафоры.

Наталья Цыплева
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31