21 октября 2021 18:22

Тесноты на сети нет

Производители цемента поспешили увеличить долю перевозок автотранспортом

Восстановление строительного сектора толкает вверх перевозки строительных грузов и цемента. В мае погрузка цемента на сети выросла на 11,5% по сравнению с апрелем текущего года. Однако грузоотправители ожидают возвращения прошлогодних проблем на сети и ищут другие варианты перевозок.

Производители цемента сами задерживают вагоны на станциях
По данным Центра фирменного транспортного обслуживания, в апреле и за три недели мая текущего года объём погрузки цемента на сети ОАО «РЖД» увеличился на 2,7% и 1,8% к аналогичному периоду прошлого года. Наибольший рост в мае был отмечен на Дальневосточной (54% к аналогичному периоду прошлого года), Восточно-Сибирской (49,5%) и Горьковской (48,8%) железных дорогах.

Отраслевые эксперты связывают рост погрузки с продолжением восстановления строительного сектора.
«Строительный сезон набирает обороты весной на большей территории РФ, однако к середине года темпы роста могут замедлиться. Мы учитываем постепенное восстановление сектора в прошлом году», – говорит начальник аналитического отдела ТКБ «Капитал» Мария Кальварская.

Тем не менее эксперты не исключают, что летом производители столкнутся с трудностями, как прошлым летом, когда недостаток вагонов повлёк за собой недостаток цемента в ряде российских регионов. Цены на перевозку тогда существенно выросли.

Причём грузоотправители утверждают, что уже столкнулись с проблемами.
«Холдинг, как и любое предприятие, взаимодействующее с РЖД, испытывает определённые трудности, связанные с дефицитом пропускных и провозных способностей сети. Тяжёлая ситуация складывается по Московской, Юго-Восточной, Северо-Кавказской железным дорогам. Избыток подвижного состава на сети привёл к дефициту локомотивов и свободных путей. Даже применение маршрутизации в сегодняшних условиях не способствует ускорению продвижения вагонов к пункту назначения. Вместо технологических 45 минут на смену локомотива уходит до 6 часов, что в условиях сезонного спроса на цемент катастрофически много», – рассказал «Гудку» руководитель отдела по связям с общественностью и протокола Управления коммуникаций и протокола ЗАО «Евроцемент групп» Александр Степаненко.

Начинается новый строительный сезон, выгрузка строительных грузов по Московскому региону будет расти, прогнозирует господин Степаненко. Однако параллельно с этим начинается реконструкция Малого железнодорожного кольца. Именно на нём происходит более половины всей выгрузки. Следовательно, оборот вагонов будет расти, их будет требоваться всё больше, тем самым усугубляя проблемы на сети.

Генеральный директор «БазэлЦемента» Вячеслав Шматов также прогнозирует непростой сезон.

Многие игроки цементного рынка пытались решить частично проблему нехватки, увеличив отгрузку сырья автотранспортом. При этом в 2011 году усилилась тенденция к увеличению расстояния перевозки цемента автомашинами: несколько лет назад оно составляло 200–300 км, а сейчас увеличилось до 400–500 км. Если в прошлом году дефицит вагонов был связан с реформированием отрасли, проблемами с диспетчеризацией вагонов, традиционно высокой сезонностью перевозок цемента, то ситуация этого года усугубилась. Цементники практически лишились возможности использовать вагоны-зерновозы, которые также были задействованы в перевозках в 2010–2011 годах – до снятия эмбарго на экспорт зерна», – отметил глава «БазэлЦемента».

Господин Шматов рассказал, что частично проблему дефицита вагонов компании удалось решить за счёт строительства 500 новых собственных хоппер-цементовозов для перевозок продукции завода в Красноярском крае.
«Больше 400 вагонов уже получено и пущено в эксплуатацию»,– добавил господин Шматов.

ЗАО «Евроцемент групп», в свою очередь, ищет варианты перевозки альтернативным транспортом.
«Естественно, самым оптимальным для цемента является перевозка железнодорожным транспортом, однако возникшие проблемы заставили развивать перевозки автомобильным транспортом. Доля автоотгрузок растёт ежегодно не менее чем на 10%. Вместе с тем холдингом прорабатываются варианты речных поставок», – рассказал Александр Степаненко.

«Заявление компании «Евроцемент» не имеет под собой оснований, – говорит начальник управления Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Анатолий Кужель. – За пять месяцев текущего года план перевозки цемента по сети выполнен на 106%, а погрузка цемента на предприятиях ЗАО «Евроцемент групп» – на 108%. В этой ситуации больше всего нас беспокоит сверхнормативный простой вагонов на предприятиях самого «Евроцемента». К примеру, на ОАО «Кавказцемент» (ст. Абазинка, Северо-Кавказская) за 5 месяцев 2012 года при нормативе 5,1 часа простой составил 49,5 часа. А в мае текущего года и того больше – 53,8 часа. На ОАО «Михайлов цемент» (ст. Михайлов, Московская) при норме 5,2 часа – простой составил фактически 77,6 часа».

Кроме того, неудовлетворительно идёт выгрузка цемента предприятиями стройкомплекса Москвы. На ЖБИ-23 при норме 20 вагонов в сутки выгружается 3, а 14 остаются под выгрузкой, на ОАО «Вилс» (ст.Кунцево) – при норме 40 вагонов в сутки выгружается лишь 8, 41.

«Холдинг упоминает о задержках при смене локомотива (до 6 часов), – добавил представитель РЖД. – Но таких фантастических простоев не существует. Центральная дирекция движения РЖД готова рассмотреть все просьбы и предложения «Евроцемента» по улучшению технологии работы. Однако, в свою очередь, надеется, что холдинг также улучшит взаимодействие с предприятиями своей Группы, а также с грузополучателями в вопросах погрузки и выгрузки».

Галия Шакирова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31