13 апреля 2021 04:42

Простая арифметика

К 2016 году Минфин намерен прекратить субсидирование пригородных перевозок из госбюджета

Министерство финансов настаивает на постепенном сокращении государственных дотаций на оплату стоимости железнодорожной инфраструктуры для пригородных компаний. В ОАО «РЖД» уверены, что это приведёт к дальнейшему росту неплатежей со стороны субъектов Федерации.

Регионы пока не нашли замену дотациям Минфина на пригородные перевозки
Как сообщил «Гудку» директор департамента бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Министерства финансов Игорь Кузин, в проекте трёхлетнего бюджета на 2013 год министерство заложило суммы дотаций на пригород в размере 25 млрд руб., в 2014-м – 12,5 млрд, в 2015-м – 6,25 млрд.
«С 2016 года предполагаются полное прекращение выплат из федерального бюджета и перекладывание этих расходов на регионы, которые и являются потребителями этих услуг, – сообщил Игорь Кузин. – По законодательству в полномочия региональных администраций входит организация пригородных перевозок. Для того чтобы ОАО «РЖД» урегулировало свои отношения с регионами, и даётся переходный период».

Ранее Минэкономразвития разработало модель пригородных железнодорожных перевозок, где предусматриваются регулярные годовые федеральные субсидии для выравнивания условий для различных видов транспорта. Сейчас этот документ находится на согласовании в государственных ведомствах. Как пояснял заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Гамид Булатов, министерство не хочет возлагать обязанность платить на регионы, потому что ситуация с перевозками везде разная и в этом случае регулярно будут возникать проблемы с оплатой то в одном, то в другом месте. Правда, и Минэкономразвития полагает, что в дальнейшем сумму дотаций можно будет снизить примерно на 30% за счёт повышения эффективности работы пригородных компаний, однако полностью прекращать госдотации не планируется.

Вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов полагает, что между отменой субсидий и увеличением расходов РЖД на пригород есть прямая связь: насколько будут сокращены госдотации, настолько же вырастут и расходы компании. «Воспитывать же региональные администрации должны не мы, а российское законодательство», – заметил Михаил Акулов.

Несмотря на то, что в этом году дотации предусмотрены в размере 25 млрд руб., регионы в целом заложили в свои бюджеты убыток для пригородных компаний на сумму 9,5 млрд руб. В департаменте корпоративных финансов ОАО «РЖД» говорят, что это приводит к тому, что денежный поток оказывается недостаточен для обслуживания подвижного состава. И компании приходится финансировать эту деятельность из других источников дохода.

Сейчас в правительстве обсуждается возможность отмены льгот на имущество естественных монополий. Если это произойдёт, ОАО «РЖД» должно будет платить в региональные бюджеты дополнительно порядка 22 млрд руб. Таким образом, получается, что региональные власти смогут расплатиться с инфраструктурной компанией её же средствами.

Но и это вызывает сомнения. В прошлом году Минфин забрал у регионов полномочия по финансированию муниципальной милиции и другие расходы в сумме до 200 млрд руб., надеясь, что они пустят освободившиеся средства на развитие пригородных перевозок. Однако этого не случилось, и в качестве срочной стабилизационной меры и пришлось вводить дотации на инфраструктуру.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30