23 октября 2021 23:02

Ключ у правнука

Тепловозу депо Могоча присвоено имя Константина Михайлович Кузнецова

В марте этого года мы писали о том, что решено  в честь 175-летия железных дорог России присвоить локомотивам имена выдающихся руководителей железнодорожного транспорта. И вскоре в редакцию пришло письмо от московского школьника.

И внуки, и правнуки именитого железнодорожника могут им гордиться
«9 мая 2012 года, в День Победы, мы с моей бабушкой Кузнецовой Светланой Константиновной были приглашены на мероприятие, посвящённое присвоению имени моего прадеда Кузнецова К.М. тепловозу ТЭМ2 № 5174 эксплуатационного депо Могоча Забайкальской дирекции тяги. Митинг был организован и проведён заместителем начальника депо по кадрам Николаем Ивановичем Зиминым вместе с комитетом профсоюза, советом ветеранов и смотрителем музея Александром Игнатьевичем Пономарёвым. Нас познакомили с бригадами, которые будут обслуживать этот тепловоз. А старший машинист тепловоза Юрий Суханов вручил мне ключ управления тепловозом.
Хочу передать через газету «Гудок» большое спасибо всем могочинцам за память, доброту, гостеприимство.
Ученик 7-го класса Даниил Липовский».

Это письмо в очередной раз опровергает ставшую популярной в последнее время мысль о том, что «молодёжь не та пошла теперь». Наверное, она та же. По-моему, просто настоящая молодёжь не навязывается с экранов ТВ и сидит за компьютером не только в социальных сетях. Она учится и работает. Как во все времена.

Прадед этого мальчика Константин Кузнецов родился в 1911 году в семье паровозного машиниста. О выборе профессии не раздумывал: после семилетки пошёл в железнодорожную школу ученичества по слесарно-паровозной специальности. По окончании учёбы стал работать сначала слесарем, потом кочегаром, помощником машиниста и за несколько лет дорос до машиниста паровоза. Затем была служба в Красной армии, которая забросила его за сотни километров от родных Валуек Воронежской области в железнодорожный полк в Забайкалье. Здесь он остался после демобилизации и проработал всю жизнь в депо Могоча.

Мы связались с дочерью человека, именем которого назван тепловоз.
– Удивительно, столько лет прошло, но моего отца там помнят! – делится впечатлениями от поездки бабушка Даниила Светлана Константиновна Кузнецова. – Очень гостеприимно нас встретили. Символично получилось: я вручала реверсивную рукоятку контроллера тепловоза двум бригадам, которые будут его обслуживать, и среди ребят – вы представляете, такое только в кино случается! – оказался сын машиниста, которого мой отец в своё время принимал на работу и очень с ним потом подружился.

Начало трудового пути Константина Кузнецова выпало на 30-е годы – время трудовых соревнований и энтузиазма стахановского движения. Молодой машинист, следуя почину своего коллеги Петра Кривоноса, стал водить грузовые поезда со скоростью пассажирских. У новатора последователей было много, но могочинский машинист паровоза отличался безаварийной работой, его паровоз заходил в депо только на промывку котла. За такое аккуратное управление машиной Константин Кузнецов в 1936 году получил наркомовскую премию.

В 1938 году он стал машинистом-инструктором. А через четыре года, сменив несколько ответственных должностей, возглавил Могочинское паровозное депо. Это было тяжелейшее время – первые месяцы Великой Отечественной войны. Депо хоть и находилось далеко от фронта, но, как и вся страна, жило его интересами. Ежедневно на запад уходили эшелоны с призывниками, среди которых было много работников депо. Людей на предприятии становилось всё меньше, а объёмы перевозок увеличивались. Пришлось брать на работу подростков, женщин и всем коллективом выходить в три смены, чтобы справиться с планами.

Сегодня бывшие подчинённые вспоминают Кузнецова как справедливого, требовательного человека, который всегда личным примером воодушевлял их. Таким помнит его и дочь Светлана:
– В послевоенное время тяжело было семье с двумя маленькими детьми. Помню, отец приходил домой всегда поздно, но, если была минутка, он нас с братом старался научить чему-нибудь новому. Добрый был человек, серьёзный и справедливый. Я всегда чувствовала, что его люди уважали. Спросят меня: «А ты не дочка Константина Михайловича?» И услышав «да», говорили: «А, хороший человек!» Я отцом гордилась с детства. И правнук Даниил им гордится.

Начальником Могочинского депо Кузнецов проработал 14 лет, а потом сдал экзамен на машиниста второго класса, чтобы вернуться на работу в пассажирском движении. За годы своей трудовой деятельности он получил множество наград и знаков отличия, среди них орден Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», «Отличный паровозник», «Почётному железнодорожнику».

А сегодня его нашла главная награда – добрая память, которая надолго сохранит его имя для тех, кто сегодня работает на Забайкальской железной дороге. В кабине нового тепловоза ТЭМ2 № 5174 на видном месте – фотография почётного машиниста, а на кабине – памятная надпись: «Имени Кузнецова Константина Михайловича, начальника паровозного депо Могоча с 1941 по 1954 год».

И какая это радость для его внуков и правнуков! Можно представить, с какой гордостью тот же Даниил расскажет у себя в московской школе: по Забайкалью ходит тепловоз, который носит фамилию моего прадеда!

Наталья Цыплева
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31