24 января 2022 10:31

Восполняемый источник

Солнечный свет поможет сделать ночь светлее



Гибридный тепловоз, работая на аккумуляторах, становится экологически чистым видом тяги

Для обеспечения производственной деятельности компании нужны ресурсы.

И объёмы их потребления впечатляют: более 4% производимой в России электро-энергии и около 9% дизельного топлива. Рост цен на энергоносители заставляет РЖД искать новые решения для повышения энергетической эффективности.

По сути, энергосбережение, повышение энергетической эффективности и экология – неразрывные понятия.

Не случайно снижение выбросов парниковых газов – один из целевых показателей программы энергосбережения РЖД.

Вклад в сохранение окружающей среды повышает привлекательность железнодорожного транспорта как наиболее устойчивого и экологически дружественного вида транспорта.

Ещё в 2004 году была разработана и принята Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2010 и на перспективу до 2020 года как составная часть «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

Важнейшим результатом реализации Энергетической стратегии РЖД являются снижение на 22,4% энергоёмкости перевозочного процесса и сокращение удельных выбросов парниковых газов за этот период на 18,3%.

РЖД имеют крупнейшую в мире сеть электрифицированных железных дорог. Около 86% электрической энергии, потребляемой в РЖД, идёт на тягу поездов. Поэтому повышение энергетической эффективности перевозочного процесса – это огромная и важная работа всех его участников от высшего руководства до машиниста локомотива.

Это и совершенствование системы управления перевозочным процессом, внедрение энергооптимальных режимов вождения пассажирских и грузовых поездов, повышение эффективности возврата электроэнергии в контактную сеть при торможении поезда, внедрение современного тягового подвижного состава и другие. Реализация всего комплекса мероприятий позволила в прошлом году сэкономить более 600 млн кВт/ч электрической энергии.

Определённых успехов компания добилась и в сокращении удельных расходов топлива на дизельной тяге. Прежде всего это инновационные разработки отечественных производителей локомотивов. Это и самый мощный в мире газотурбовоз ГТ1, гибридный, двух- и трёхдизельные маневровые тепловозы, обеспечивающие снижение удельного расхода топлива на 25–30%, а выброс парниковых газов – до 40% по сравнению с аналогами. Успешно прошла внедрение Единая автоматизированная система учёта дизельного топлива, объединяющая в себе функции контроля и учёта движения дизельного топлива с момента налива его в цистерны на нефтеперерабатывающем заводе до его расхода на локомотиве. Реализуется программа реконструкции старых и строительства новых котельных, работающих на угле. Использование каталитических тепловых установок на Западно-Сибирской железной дороге позволило в разы сократить выбросы вредных веществ в атмосферу.

Пока остаются уникальными и диковинными на предприятиях сети фотоэлектрические модули электроснабжения – солнечные батареи. Мы проводим их опытное внедрение на стационарных путевых лубрикаторах, местном освещении территории.

Каждый грамм сэкономленного топлива – это несомненный вклад в охрану окружающей среды и прежде всего сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Нельзя не учитывать позитивный экологический вклад мероприятий по повышению энергоэффективности в снижение выбросов парниковых газов. Россия является участником Киотского протокола и должна поддерживать выбросы на определённом уровне. Повышая энергоэффективность, РЖД вносят свой вклад в соблюдение данных обязательств.

Борис Иванов,
заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД»


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30