11 апреля 2021 09:01

«Умный дом»

Бережное отношение к экологии начинается с экономии энергоресурсов



Аккумулируя энергию солнечного света, можно экономить энергоресурсы

Сегодня в Ярославле состоится открытие обновлённого Учебного экологического центра научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД».

Валерий Першин, начальник отдела охраны природы, заместитель начальника управления – Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
– Валерий Фёдорович, мероприятие решили провести именно сегодня потому, что 5 июня – День эколога?
– С одной стороны, да, как-никак это главный профессиональный праздник всех российских защитников природы и специалистов по охране окружающей среды, который в свою очередь совпадает со Всемирным днём охраны окружающей среды. С другой стороны, есть ещё одно интересное совпадение. Именно сегодня одновременно с презентацией в Ярославле в
Москве центру будет вручена и национальная экологическая премия. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Владимир Кириллов вручит грамоту за активную работу в области обучения, пропаганды и охраны окружающей среды. Этой высокой награды удостаиваются не только пропагандисты бережного отношения к природе, но и руководители регионов и отдельные журналисты.

– Функции центра изменятся в связи с его модернизацией?
– Центр этот всегда был многофункциональным, таковым он и останется. Другое дело, что его возможности существенно возрастут. Возник он, к слову, ещё в середине 90-х и, кроме обучения, занимается ещё и утилизацией опасных, в частности медицинских, отходов. Эта проблема в целом актуальна не только для ОАО «РЖД», у которого есть немало медицинских заведений, но и для страны в целом. Поэтому чем может центр помогает и лечебным учреждениям Ярославской области – утилизируем и их отходы. В этом плане даже с Вологдой сотрудничаем. Чем ещё примечателен ярославский центр, так это своей химико-биологической лабораторией. Но всё-таки самое важное его направление – расширение обучающей деятельности. В последние лет пять в этой сфере он развивался весьма динамично. Пересматривались программы, увеличивалась сфера деятельности. Решение расширить производственное и обучающее направления центра было принято в прошлом году.

– Почему такая необходимость возникла?
– Обычно ОАО «РЖД» требуется обучать работе с опасными отходами около 1,5 тыс. сотрудников в год. В каждом структурном подразделении должен присутствовать хотя бы один такой человек – того требует российское законодательство. Но в последнее время нужда в приросте числа таких специалистов увеличилась. Дело всё в структурной реорганизации в компании.
Скажем, было одно предприятие, стало пять. И везде по-прежнему нужны экологи. Обучение такое нужно именно железнодорожное. Курсы при каком-нибудь институте нужных знаний дать не могут. Потому такой центр целесообразно иметь при себе.

– При модернизации учебного корпуса центра исходили из концепции «умного дома». Что это такое?
– Так как вопрос касался экологического обучающего центра, в ОАО «РЖД» вполне логично решили подойти к нему с точки зрения экологичного подхода в строительстве. В связи с этим был разработан и реализован целый ряд технологических решений. Это коснулось в первую очередь строительных материалов. Нами использовались кирпичи такой конструкции, которые позволили не выпускать тепло зимой и прохладу – летом. Те же функции выполняет и наша единая система кондиционирования и вентиляции. В холодное время от отходящего воздуха мы забираем тепло, а в жару входящий воздух охлаждаем за счёт отходящего. Тем самым мы постарались уменьшить затраты на отопление и энергопотребление, что существенно снизило воздействие здания на окружающую среду. Кроме того, мы соединили оба здания учебного центра специальным коридором. Так что теперь, чтобы попасть из одного в другое, не нужно выбегать на улицу, хлопать дверьми и выпускать тепло.
Сберегательные технологии были применены и к системам освещения. Свет в стенах центра реагирует на движение. Идёт человек по коридору – свет следует за ним. Нет никого в помещении – свет выключается. Всё это фиксируют специальные датчики. Если приплюсовать к этому и то, что мы используем в центре светодиодное освещение, то расходы на электроэнергию возрастают ещё больше. Не стоит забывать и про освещение двора, которое вообще не требует подключения к электросетям. Здесь мы установили специальные фонари, которые днём впитывают солнечный свет, а ночью отдают его.
Есть у нас и специальные датчики, которые включают-выключают поток воды. Человек подошёл к раковине, поднёс руки к умывальнику – пошла вода, убрал руки – поток остановился. Уходя из собственного номера, человек может не беспокоиться, что где-то что-то не выключил. Покинул помещение – выключаются все системы, кроме холодильника.

– Все эти удивительные технологии так и останутся в центре или есть планы их где-то ещё применять?
– С самого начала для нас центр в этом плане и являлся своеобразным пилотным проектом. Сейчас на его примере мы увидим, как всё работает, подсчитаем затраты, соотношение цены-качества и начнём делать выводы. Сейчас в «Росжелдорпроекте» как раз целая группа занимается проработкой нормативных документов под «зелёное здание». По итогам можно будет ожидать принятия аналога зелёного стандарта, которых, в общем-то, на Западе существует достаточно много. Многие из них, конечно, на практике реализовать невозможно. Поэтому к проработке нашего стандарта мы подошли именно исходя из намерения сделать его реально действующим, чтобы во все проекты строительства новых зданий компании его закладывали как обязательное требование. Идти по пути – построили здание, а потом начинаем его модернизировать и менять энергонеэффективные лампы на энерго-сберегающие – неоправданно затратно. Потому нужно делать это на начальной стадии – строительства. Считаю, что внедрение этого стандарта будет достаточно скорым. В компании поддержку этому оказывают на самом высоком уровне. В связи с этим внедрение этой «зелёной нормы» мы заложили даже в концепцию, посвящённую совершенствованию управления природоохранной деятельностью ОАО «РЖД».

– Здания в ОАО «РЖД» есть всякие. Вы собираетесь ограничиться только административными?
– Нет, конечно. Просто пилотным для этих идей стало именно административное здание. Но мы отлично понимаем, что наибольший экологический эффект от применения таких технологий должен быть именно при модернизации и строительстве производственных зданий ОАО «РЖД». Эксплуатационные депо, ремонтные депо, различные здания Центральной дирекции по ремонту пути и многие другие очень энергозатратны и не самым лучшим образом сказываются на окружающей среде. Теплопотребление и энергозатраты очень большие. В компании с этим всегда боролись. Например, при ремонте в тех же локомотивных депо, когда ворота открываются и закрываются, ставятся тепловые завесы. Щели здесь заделываются резиновыми уплотнителями, но эффект, конечно, всё равно не такой, как хотелось бы, – тепло уходит в атмосферу через стены, окна. И модернизация старого здания кардинально проблем не решает. Окна меняют, а обвязка окон остаётся прежняя. Потому считаю, что зелёные стандарты в «Росжелдорпроекте» должны утвердиться – необходимость в этом назрела.

– «Зелёная политика» компании – дань моде или всё-таки это влияние политики государства?
– Во многом это началось потому, что всё-таки государство в последние годы стало больше уделять внимания проблемам экологии. Мы теперь понимаем, что стабильное существование страны во многом закладывается и благодаря эффективному решению этого вопроса.
Достаточно интенсивная законотворческая деятельность и структурные преобразования в области охраны окружающей среды начались примерно с 2007 года, когда на заседании Совета безопасности впервые рассматривались вопросы экологии. В апреле этого года состоялось принятие основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года. Всё чаще звучит сегодня вопрос о вовлечении в оборот отходов. На сегодня практически всё вывозилось на полигон. Практика Швеции показывает, что до 96% отходов в том или ином виде можно вернуть в оборот. Это резкое снижение потребления ресурсов – и резкое, как следствие, улучшение экологической обстановки. Мы никогда не берегли ресурсы, привыкли тратить. И проект в Ярославле показывает, что этого делать не нужно.

– Планируется ли какая-то совместная работа с государственными органами власти по улучшению экологической обстановки?
– У нас со стороны РЖД подписано соглашение с Росприроднадзором о том, что мы намерены совместно пропагандировать грамотную работу с отходами среди граждан. Это тот маленький шаг, с которого нужно начинать воспитание населения бережливому отношению к окружающей среде.
В этом году проходит обновление лицензии ОАО «РЖД» по работе с опасными отходами. Это очень важный документ в лицензировании. Планируем завершить эту работу до сентября. Работники ярославского учебного центра принимают в этом непосредственное участие.

Беседовал Владислав Кукреш

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30