19 января 2022 14:52

Тощая подушка

После кризиса 2008 года аналитики не устают повторять, что теперь долгое время придётся жить в условиях повышенной волатильности (резких колебаний) на мировых рынках. Курс рубля скачет, лихорадит еврозону, рост в Китае затормаживается, законодатели предписывают банкам увеличивать подушку безопасности – резервные средства на всякие непредвиденные ситуации.

В такой обстановке резервы нужны всем. И ОАО «РЖД» в том числе. Но уровень «жирка», который регулирует государство, за последние годы снизился. Ещё три года назад финансовая прибыль до налогообложения у РЖД превышала 100 млрд руб. и хватало средств на развитие. В этом году прибыль запланирована в размере 53 млрд руб., а после вычета налогов – всего 3 млрд. В 2009 году этот показатель, несмотря на кризис, к примеру, составлял 14,5 млрд руб.

Сейчас при общей выручке компании свыше триллиона уровень чистой прибыли находится на уровне статистической погрешности. А что значит такая маленькая прибыль в условиях высокой волатильности? Вырос курс иностранной валюты к рублю – компания должна больше выплатить по заимствованиям в иностранной валюте. У РЖД значительная программа кредитования. Но стоимость заёмных средств возрастает, окупаемость проектов находится под угрозой. И здесь вряд ли помогут даже субсидии государства, поскольку инвесторы понимают, что финансовое положение компании, что называется, на грани.

Поэтому ОАО «РЖД» настоятельно необходимы предсказуемые на несколько лет тарифы и инвестиционная составляющая в них. За последнее время в этом удалось убедить даже Министерство финансов. Минэкономразвития согласно на долгосрочный тариф, но против инвестиционной составляющей. Там считают, что она повысит нагрузку на грузоотправителей и будет способствовать инфляции.

Но ведь можно рассуждать и по-другому. Предсказуемая тарифная политика будет определённым элементом стабильности, поскольку позволит тем же грузоотправителям заранее планировать свои расходы, инвесторам – рассчитать доходы. А инвестиционная составляющая вовсе не означает автоматического увеличения стоимости железнодорожных перевозок на эту же величину. Где-то «ужмутся» грузоотправители, где-то операторы, в результате инфляция может и вовсе не вырасти. А для транспортных проектов появится хороший финансовый источник.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30