17 октября 2021 13:06

Книга Сан Саныча

Машинист Осипов стал наставником для многих коллег

Машинист-инструктор Зиминского локомотивного эксплуатационного депо Восточно-Сибирской Александр Осипов оставил после себя не только книгу-пособие для машинистов, написанную собственноручно, но и добрую память. Его уроки помнят и сегодня.

Материал об Осипове собирался по крупицам. Бывший начальник Дорожного центра научно-технической информации (ДЦНТИ), а ныне директор музея ВСЖД Татьяна Гордиенко первой назвала мне эту фамилию.

– Фотография Александра Александровича украшала Доску почёта нашей магистрали – таких авторитетных и вдумчивых инструкторов считаные единицы. Мы помогли издать ему практическое пособие. Жаль, что он не успел увидеть свою «Настольную книгу», она вышла в свет через несколько месяцев после его смерти, но это пособие и сейчас продолжает учить ребят, – говорит Татьяна Николаевна.

Библиотекарь технической библиотеки Елена Постовалова оказалась не только членом редакционной группы по выпуску книги Александра Осипова, но и соседкой по кабинетам.

– Голова у него была светлая. Через какое-то время, после того как он ушёл на пенсию, его пригласили обучать набранную группу помощников-машинистов. У него глаза светились, когда занимался с ребятами. В это время уже заканчивалась редакторская работа над книгой. Сначала он хотел издавать её на свои деньги, но оказалось дорого. Мы обратились к Татьяне Николаевне. Так и решили издавать за счёт ДЦНТИ в помощь профессиональному образованию. Сейчас у нас в библиотеке остался единственный экземпляр, хотя тираж был трёхтысячным, – рассказала Елена Постовалова.

Машинисты ценят институт наставничества
– Я пришёл в Зиминское депо в 1981 году. Попал в колонну Осипова. Так что это первый мой начальник. Спокойный и рассудительный, справедливый и очень начитанный. Он если говорил, то всегда мог аргументировать свою точку зрения. В общем, авторитет у него был большой. Сан Саныча до сих пор вспоминают. Понимаете, есть человек, всю жизнь прожил, а умер – и забыли. С Осиповым не так. Последнее предложение в наших спорах и сейчас звучит примерно так: а вот Сан Саныч так говорил и учил, – вспоминает машинист Василий Иванов, с которым мы побеседовали после его очередной поездки.

Из этих рассказов, кирпичик к кирпичику, и складывался образ цельной, совестливой и порядочной натуры. Авторитет у Осипова, и профессиональный, и нравственный, на самом деле был очень велик. Его постоянно привлекали к участию не только в рутинных разборах задержек поездов и случаев брака в поездной работе, но и к расследованию причин аварий и крушений, к подготовке приказов, рекомендаций для бригад. Так накапливался опыт, материл для книги, которая должна была помочь избегать ошибок.

Сам Осипов признавался, что мысль подготовить такое практическое пособие появилась давно. Идею эту высказал бывший начальник ВСЖД Алексей Воротилкин. Но эта работа требовала больших затрат времени, которого у действующего машиниста-инструктора по тормозам просто не было.
«Но в декабре 2007 года, когда я уже находился на пенсии, меня вызвал замначальника депо по эксплуатации Евгений Ларин и спросил: «Есть ли что-то полезное для локомотивных бригад, что хотел сделать, но не успел в силу отсутствия времени?» Я ответил, что есть, и стал готовить отдельные материалы. Когда их накопилось много, появилась мысль объединить их в книгу» – так написал в предисловии к своему труду сам Осипов.

Свою книгу-пособие он писал так, чтобы она действительно стала настольной книгой для локомотивщиков, специалистов и руководителей депо, связанных с поездной работой. Принцип такой: возникла затруднительная ситуация – открой книгу и посмотри.
«В достаточном объёме знать вверенную технику и своё дело, это позволит в нестандартных ситуациях действовать разумно и быстро. Иметь в поездке все необходимые записи, выписки и техническую аптечку. Они, скорее всего, не пригодятся, а это уже хорошо. Не выполнять указаний, которые противоречат требованиям инструкций, утверждённых в ЦТ (департамент локомотивного хозяйства. – Ред.), от кого бы они ни исходили. Учитывая, что люди, дающие такие указания, могут быть малоопытными, склонными к неоправданному риску, не знающими конкретной обстановки и думающими только о себе и о своей карьере», – напоминает основные правила машинистов Александр Осипов.

И ещё предостерегает: «В поездке, при сдаче испытаний знать, что никакие задержки поездов, в том числе и пассажирских, не могут служить основанием или оправданием для нарушения требований инструкций, утверждённых в ЦТ. Очень жаль, но невыполнение этого, желание любой ценой быстрее освободить перегон сгубило многих машинистов. Будь уверен, но не самоуверен. Не выходи за пределы профессионального риска».

Казалось бы, чуть ли не азбучные истины, но за каждой из них личный опыт профессионала высокой пробы, глубокий анализ нештатных ситуаций. Умные, как известно, учатся на ошибках других.

Главный инженер Зиминского депо Денис Грищенко успел, по его словам, захватить Осипова.
– Он внёс большой вклад в работу депо, как машинист-инструктор высокой квалификации воспитал не одно поколение машинистов и инструкторов. Он умел найти подход к любому помощнику и машинисту, к руководителю. Со всеми разговаривал на равных, был принципиальным. Многие вещи, которые написаны в книге, написаны потом и кровью, – даёт оценку главный инженер. – Она всем нужна.

Многие черты своего знаменитого отца, по словам Дениса Грищенко, унаследовал и его сын Артём, который сейчас трудится машинистом электровоза в том же самом депо. Из своих 27 лет пять Артём водит поезда. Вместе они успели поработать немного, но и сыну на инструктаже как-то выдали книгу отца.
– Оказался в Нижнеудинске. Там у меня один из коллег и спрашивает: а этот Осипов не родственник ли? Приятно так стало, что по книге отца учатся до сих пор, – рассказал мне Артём.

Хотя слава у Сан Саныча, надо признать, была большей частью народная. Он не стал почётным железнодорожником, имел только «миллионника» за безаварийный пробег и почётные грамоты, да и госнаграды обошли стороной. Скорее всего, на эту тему Александр Осипов и не заморачивался. Для него главным было оставаться нужным, а силы он черпал в любимой работе, которой оставался предан до конца.

В Зиминском депо об этом не любят вспоминать, но слов из песни не выкинешь: Сан Саныч ушёл из жизни после того, как последняя группа его курсантов оказалась невостребованной. На дворе был кризис, помощников машиниста не хотели брать на работу, а он, как всегда, встал и прямо сказал: «Почему так, как же я ребятам в глаза смотреть буду?!» И не смог, хотя лично никому не давал никаких обязательств. Такой был характер.

Сергей Загальский

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31