14 апреля 2021 17:35

Дорогая игрушка

Перефразируя старую пословицу, можно сказать: мало было у города забот – построил он монорельсовую дорогу. И теперь не знает, что с ней делать. Повод для инновационной гордости со временем увял. Ещё бы! Мало того что на строительство линии в 4,7 км  ушло  6,3 млрд руб., так теперь московский бюджет ежегодно платит монорельсу 1 млрд руб. дотаций. На эти деньги можно было бы возить его  пассажиров на такси. Между тем чудо-дорога перевозит 12–15 тыс. человек в день, тогда как трамвайная линия – 15–20 тыс. человек в час.

Ещё в 2004 году, анализируя работу общественного транспорта, эксперты отметили ряд ошибочных стратегий, на которые делалась ставка, назвав в их числе и монорельс. При этом они основывали свои выводы и на зарубежном опыте. В прошлом веке идеи строить монорельсовые дороги появлялись в разных странах, но даже у реализованных проектов жизнь оказалась недолгой. Сегодня этот вид транспорта используется в основном в зоопарках и в парках аттракционов, а также для сообщения между терминалами аэропортов. Исключением являются монорельсовые линии в Японии, но там их строили из-за острейшей нехватки жизненного пространства.

Новый вид транспорта в Москве стал чем-то вроде аттракциона по многим причинам: он перевозит мало пассажиров, себестоимость перевозки высокая, а скорость низкая, налицо уродливый вид из-за эстакад и плохое сопряжение с другими видами транспорта. Чтобы убрать эти минусы, потребуется денег ещё больше, чем уже вложено.

Между тем очевидно, что огромный пассажиропоток в мегаполисах, кроме метрополитена, могут взять на себя только городские электрички, способные перевозить 25–30 тыс. пассажиров в час. Для этого надо лишь организовать их движение в черте города с интервалом 10–15 минут, внедрить единую систему оплаты проезда независимо от расстояния и видов транспорта, а также построить удобные пересадочные узлы. Всё это как раз и предусматривается концепцией организации пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги.

Но что же делать со злополучным монорельсом? Продолжать тратить на него деньги? Заставить работать эффективнее? Предложения от горожан поступают разные: одни считают нужным его разобрать, другие – открыть в нём рестораны или музей. А некоторые предлагают оставить всё как есть в память об уроках ошибочной транспортной стратегии.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30