12 апреля 2021 21:17

День открытых вагонов

Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) считает главными конкурентными преимуществами техническое лидерство и открытость. Чтобы привлекать на предприятие молодёжь, сотрудники завода ездят по регионам, приглашают к себе школьников. На одном из таких дней открытых дверей побывали корреспонденты «Гудка».







Поначалу предприятие не кажется чем-то примечательным: обычная проходная, вокруг офисные здания. Завод занимает обширную территорию, но и вагоны по железной дороге ходят немаленькие. Тишина улетучивается под напором целого автобуса школьников. Призвать к порядку два девятых класса средней общеобразовательной школы № 6 города Тихвина оказалось непросто.

– По очереди подходим ко мне и надеваем каски, – берёт дисциплину в свои руки начальник отдела подготовки персонала ТВСЗ Александр Брюхов. Руководству достаются белые, ребятам – синие, а журналистам – жёлтые. Интересуюсь, почему такая градация.
– Синие, как у рабочих. Ну а пресса должна быть немного жёлтой, – иронизирует он.

В разноцветных касках идём на инструктаж. Правила безопасности – настольный документ сотрудников, обязательный к изучению. После краткого курса расписываемся в получении знаний и идём в цех.

Перед нами гигантская площадка с кучей техники, приборы и устройства повсюду, и дилетанту кажется, что все они разбросаны хаотично и выглядят одинаково. Вокруг очень чисто, хотя сварочные аппараты работают не переставая.
– Это вагоносборочное производство, литейное запустим уже в этом году, – рассказывает Александр Брюхов. – Всего на заводе работают 1,6 тыс. сотрудников, 70% из которых – жители Тихвина, но мы ищем специалистов по всей стране, потому что планируемая численность – 4,5 тыс. человек.

Мы идём к роботам. В большой «клетке» находится сложный механизм оранжевого цвета с компьютерным управлением. На сенсорном экране оператор формулирует задачу и запускает машину. Робот берёт деталь и переносит её на поддон. «Он её перехватывает, меряет толщину, зажимает и выгибает нужную форму», – комментирует Александр Брюхов.
– Взял и бросил, – улыбается Женя из 9 «Б».
– Не бросил, а положил, – уточняет Александр.

Человеку внутри «клетки» находиться нельзя, а попытка открыть дверь сразу же блокирует робота. Безопасность превыше всего!

Так же ловко обращаются роботы и с листовым металлом.
– Сейчас вы увидите закладку стенки вагона на сварочный модуль, – поясняет наш экскурсовод. В соседней клетке четыре щупальца повернулись, начали обваривать и проверять контрольные точки будущей вагонной стенки.

Несмотря на обилие роботов, ручной труд очень востребован на предприятии – есть операции, которые за чудо-техникой нужно проверять или доделывать. Покраска, как выяснилось, дело изящных женских рук. Проходим с ребятами мимо ожидающих своей очереди вагонов и видим под одним из них красивую хрупкую женщину. Маляр Татьяна Демидос работает здесь совсем недавно. «О заводе узнала из телепередачи, когда ещё жила в Тольятти. Но сразу решила – надо ехать! Сначала вакансии свободной не было, пришлось два года трудиться на соседнем предприятии. Но теперь я тут, и меня всё устраивает, – говорит она, закрывая защитным материалом детали вагона перед покраской, чтобы не допустить повреждения их абразивом. – Всё, иду красить!» Спешим вслед за ней. Внутрь нас, конечно же, не пускают, но через окна иллюминатора разглядываем женщин в белых костюмах и защитных очках, покрывающих вагоны грунтовкой. Это подготовительный этап перед покраской.

Идём догонять отряд в синих касках.

Пять минут – и готова колёсная пара, 25 вагонов в день – в таком режиме работает завод. После того как вагон готов, с помощью огромного трансбордера он поступает на участок окончательной сборки, где проверяют допустимые габариты, а затем и на сортировочный участок.

Здесь нас встречает ещё одна миниатюрная девушка. Контролёр ОТК сборочно-сварочного и окрасочного производства вагонов Маша Ерохина проверяет качество окраски вагонов. С помощью небольшого устройства – толщинометра – она узнаёт, достаточный ли слой краски покрывает основание будущего жителя стальных магистралей.

Всё то время, что два класса находились в цехах, рабочие отвлекались и заинтересованно вглядывались в лица посетителей, будто стараясь угадать, кто может стать новым сотрудником.

Однако, к моему удивлению, школьники на завод не торопятся. «Я иду в десятый», «А я хочу стать юристом», «Буду географом», «На врача-хирурга скорей всего пойду учиться», – отвечали они на расспросы о будущей профессии. Эта экскурсия для них не первая, с производством ребята оказались знакомы, поэтому восторженных ахов мы так и не дождались. Педагоги оказались более рассудительными и нисколько не удивились реакции своих подопечных. «Если не устраивать подобные выездные мероприятия, они понятия иметь не будут о рабочей профессии, что такое вообще рабочий человек и что значит быть оператором. Девочки, например, не догадывались, что женский труд на заводе тоже востребован. Просто у них не было примера. Дома они гарантированно поделятся впечатлениями с родителями, сядут и потихоньку обдумают увиденное. Хорошо, что предприятия становятся открытыми для образовательных учреждений – у школьников появляется возможность увидеть, на что нужно ориентироваться при выборе профессии, какие требования предъявляются к специалистам», – отмечает классный руководитель Валентина Ерёмина.

Зачем это нужно детям, вроде понятно, но зачем заводу нужны совсем «зелёные», вчерашние школьники без трудового и жизненного опыта? «Когда я только набирала сотрудников в отдел по подбору персонала, то взяла десять человек без опыта работы. Проблема в том, что высшее образование оторвано от работодателей: студентов учат теории, но как только они начинают работать, им приходится всё изучать заново. Понимая, что «готовых» людей найти очень сложно, иногда нам проще изначально подготовить их «под себя», – рассказывает директор по персоналу ЗАО «ТВСЗ» Марина Минько.

Сейчас на заводе ведётся активная работа по лицензированию образовательной деятельности – предприятие хочет иметь возможность самостоятельно обучать людей нужным специальностям. Материально-техническая база уже есть, в классах вовсю идёт работа с новыми сотрудниками. Применяется так называемый «каскадный метод» – это когда более опытные сотрудники учат молодых без отрыва от производства. В разработке находится и программа внутреннего кадрового резерва, который, похоже, будет состоять преимущественно из молодёжи.
«Конечно, за молодёжью будущее: она легкообучаема, быстрее усваивает новую информацию, и для нас это актуально, – аргументирует исполнительный директор Олег Меньшиков. – Надо признать, работа с молодыми специалистами – довольно хлопотное и затратное, но стоящее дело. Они сразу впитывают корпоративные стандарты – ведь у них нет «чужого» опыта, в том числе и негативного. Мы тщательно контролируем процесс допуска к самостоятельной работе, и, на мой взгляд, нам удалось создать на предприятии симбиоз молодости и опыта. Ведь «кадры решают всё», и со времени рождения этой крылатой фразы мало что изменилось».

Наталья Савельева
Фото Дарьи Бобиной

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30