13 апреля 2021 03:56

Всё те же грабли

Близится знаменательная дата: 125 лет назад правительство царской России приняло решение о необходимости сооружения Великого Сибирского пути. Дебаты о том, нужна ли эта дорога и не разорит ли она империю, длились целых 30 лет.

К тому времени в европейской части страны стальные нити дорог уже сплели целую сеть. А в Сибири и на Дальнем Востоке путей сообщения практически не было – местами ни пройти, ни проехать. На бездорожье выручал гужевой транспорт. Сегодня трудно даже представить, что грузы от Москвы до Владивостока шли 11 месяцев!

Из года в год заседали правительственные комиссии и велись дебаты в печати: строить железную дорогу или не строить? Хотя дискуссии сразу надо было перевести в иную плоскость: а нужен ли вообще России Дальний Восток? Не зря ли открывали его наши землепроходцы и хранили военные форпосты?

Итог почти 30-летним дискуссиям подвела знаменитая резолюция императора Александра III:
«…Должен с грустью и стыдом признаться, что правительством до сих пор почти ничего не сделано для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора!»

Но когда всё же проложили Транссиб и тонкая стальная ниточка сшила воедино огромную территорию России, оказалось, что одной дороги мало. Эта мысль осенила государственные умы ещё в начале прошлого века, но дозрела она лишь спустя несколько десятилетий.

И я думаю, что, если бы тогда мы начинали обсуждать, нужен ли стране БАМ, его бы до сих пор не построили. Но уже после того, как на Байкало-Амурской магистрали уложили последнее звено, начались дискуссии: а зачем эту дорогу построили – возить-де по ней нечего. И обозвали магистраль «самым длинным памятником застою». Застой, видимо, в головах был. Очень хотелось плеснуть чёрной краски на прошлое. А может, уже стало привычкой наступать на одни и те же грабли.

Скажите: что бы мы сегодня делали, если бы не было второго Транссиба? Как бы вывозили миллионы тонн экспортных грузов без мощной современной магистрали?! Но уже и её мало! Задыхается она от грузопотоков. Нужен второй путь – его надо было строить ещё вчера. Но опять годами идут дискуссии: строить – не строить? И где взять деньги в государстве, из которого утекают десятки миллиардов, как из дырявого мешка. А ведь можно было бы выпустить облигации с гарантированным доходом, и люди бы их купили вместо того, чтобы держать сбережения в «чулке» или в долларах. Или вложить в строительство средства Пенсионного фонда, как в других странах. Одна надежда: может, новое Министерство по развитию Дальнего Востока это дело двинет?

А пока оно тонет в бесплодных разговорах. Между тем Дальний Восток производит на душу населения гораздо больший объём ВВП, чем европейская часть страны. И мог бы давать ещё больше, если бы мы не забывали уроков истории и не наступали на старые грабли.

Юрий Островский,
почётный железнодорожник

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30