12 апреля 2021 09:12

Одними путями

Внимание к личности сотрудника позволяет решать и кадровые, и социальные задачи

На большей части железных дорог постсоветского пространства происходят схожие процессы – реформирование, изменение законодательства и систем оплаты труда, подходов к льготам и гарантиям. Но, несмотря на все сложности, железнодорожникам «пространства 1520» удалось сохранить чувство солидарности, совместной работы и творчества.

Геннадий Косолапов, генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей
– Геннадий Николаевич, чем определяется развитие кадрового потенциала «пространства 1520»?
– Важно, что за последнее время в условиях растущей конкуренции на рынке труда железнодорожные администрации пришли к осознанному выводу: от работника нельзя откупиться высокой зарплатой. Социальные гарантии – это не добавка к заработку, нельзя согласиться с бытующим мнением, что высокая зарплата позволяет человеку самостоятельно решать основные проблемы. Подобный подход является искусственным упрощением всего комплекса взаимоотношений корпорации с работником, превращает сложную, объёмную социально-психологическую задачу в упрощённую и поверхностную.
Важны не только материальные, но и социально значимые факторы: в их числе обеспечение безопасных условий труда, эффективного для разных категорий персонала режима рабочего времени, смягчение последствий тяжёлых условий труда, обеспечение полноценного восстановления после работы, специализированное медицинское обслуживание, корпоративные меры по обеспечению жильём, негосударственными пенсиями, обучению персонала и повышению его профессионализма.

– Как в условиях реформ работают профсоюзы железнодорожников?
– Они нашли своё место в социальной и политической жизни своих стран, стали авторитетными силами на рынках труда.
Все профсоюзы выбрали в качестве стратегической линии конструктивное взаимодействие с работодателем. Подчеркну: не соглашательское, а именно конструктивное. Очень важно достигнуть договорённости с администрациями предприятий, чтобы основные права работников не нарушались. Так возникла необходимость в принятии отраслевых соглашений. Первыми такой документ приняли российские железнодорожники, и он наполнил новым содержанием социальное партнёрство на всех дорогах постсоветского пространства.
Вслед за российским профсоюзом подобные соглашения стали подписывать на Украине, в Казахстане, Белоруссии и других странах. Причём везде профсоюзы попытались привнести что-то своё в виды социальных гарантий.
Так, если россияне первыми ввели принцип индексации зарплаты, то белорусы первыми добились её 100-процентной индексации, в украинское соглашение было включено право льготного проезда в купейном вагоне скорого поезда и льготный проезд по СНГ, в коллективном договоре Молдавии была введена оплата труда председателей профкомов работодателями, а в Казахстане профсоюзу удалось добиться установления минимальной тарифной ставки выше прожиточного минимума и самой высокой доли – 75% тарифа в заработной плате.
По нашим оценкам, доля денежного выражения гарантий по этим документам составляет от 7 до 25% в доходе железнодорожников. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений дало положительные результаты – закрепились принципы индексации зарплат, выплаты денежных компенсаций с уходом на пенсию.
Нормы коллективного договора ОАО «РЖД» в целом актуальны для всех стран СНГ, но, разумеется, каждая страна вносит свои коррективы.

Государственные границы не преграда для совместного труда железнодорожников
– На какие вопросы пока не удалось найти однозначного ответа?
– Во-первых, это уровень оплаты труда. По нашим оценкам, заработная плата занижена во всех странах Содружества, а значит, необходимо изыскивать возможности достойно оплачивать труд работников. Однако почти все железнодорожники получают зарплату выше средней по стране на 20–40% – сложная ситуация только в Азербайджане и Молдавии. Дело в том, что заработок не может быть оторван от средней зарплаты по стране. Например, в Таджикистане зарплата железнодорожников составляет около $250, в 2–2,5 раза выше, чем в целом по республике. И получается, что сотрудникам лучше держаться за своё место на железной дороге, чем искать работу на других предприятиях.
Ещё одна важная задача – повышение квалификации сотрудников, сохранение рабочих мест и улучшение условий труда. Работа на железной дороге зачастую сопряжена с вредным производством, большая часть рабочих мест связана с опасными условиями труда. Решить эти вопросы сейчас очень сложно, и здесь многие вопросы связаны с коренным изменением технологий.

– А как меняются сами железнодорожники?
– Сейчас во всех странах идёт омоложение кадров. Был период, когда железные дороги во всех странах СНГ резко ограничили приём сотрудников, и средний возраст персонала вырос. Сейчас идёт обратный процесс, и здесь оказалось важным сохранение преемственности кадров, династийности.
Первые молодёжные программы появились на российских железных дорогах, и это был настоящий прорыв, революция в кадровой политике. Над привлечением молодёжи работают администрации на всём «пространстве 1520».
Меняется структура заработной платы, появилась тенденция отказа от выслуги лет. Стаж работы учитывается в размерах базовых ставок. Первыми отказались от выслуги на прибалтийских дорогах, затем в России и в Казахстане. Эта мера способствует закреплению молодых кадров. Молодой сотрудник, зная, что всего через пару лет он сможет получать, по крайней мере, не меньше, чем какой-нибудь менеджер по продажам в коммерческой структуре, будет стремиться сохранить своё рабочее место.

– Какие трансформации возможны в ближайшей перспективе?
– В ряде стран началась продажа отдельных предприятий и даже видов деятельности железных дорог. Смена собственника вносит новые черты в коллективно-договорный процесс. Но в законодательстве большинства стран роль собственника в этом процессе не прописана, и профсоюзам придётся инициировать изменение законов. Это должно стать ещё одной общей тенденцией, определяющей развитие «пространства 1520».

Беседовала Ольга Птаховская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30