16 октября 2021 02:16

Олимпийский подряд

Строительная «дочка» ОАО «РЖД» гарантирует сдачу в срок новых транспортных объектов в Сочи

ОАО «РЖД» и его дочерняя компания – ОАО «РЖДстрой» – подготовят транспортную инфраструктуру и возведут строительные объекты к зимним Олимпийским играм в Сочи в 2014 году.


Железная дорога проходит непосредственно
около моря


На линии Туапсе – Адлер много участков
с большими радиусами кривых


В числе задач «РЖДстрой» по усилению
инфраструктуры было строительство
средних и малых мостов

Реконструировать и строить

В задачу ОАО «РЖД» входит модернизация железнодорожной инфраструктуры на Черноморском побережье, чтобы обеспечить поступление грузов к строящимся олимпийским объектам, а также увеличение пассажиропотока к Играм.

Генподрядчиком строительства выбран Сочинский филиал ОАО «РЖДстрой», имеющий многолетний опыт выполнения аналогичных работ, обширную географию деятельности, необходимые кадровые и материально-технические ресурсы, а также опытный коллектив.

Инвестиционная программа предусматривает работы по усилению инфраструктуры: строительство двухпутных вставок на перегонах Туапсе – Шепси, Шепси – Водопадный, Водопадный – Лазаревская, Лазаревская – Чемитоквадже, Якорная Щель – Лоо, Дагомыс – Сочи, Сочи – Мацеста, Мацеста – Хоста. В частности, предусмотрены строительство малых, средних и больших мостов, водопропускных сооружений, берегоукрепительных и противооползневых стен, отсыпка земляного полотна, строительство шумозащитных экранов для защиты от шумового воздействия территории жилой застройки и санаторно-курортных учреждений, переустройство контактной сети и устройств СЦБ, строительство тяговых подстанций, укладка верхнего строения пути.

В период с 2008 по 2011 год силами Сочинского филиала ОАО «РЖДстрой» было построено и введено в эксплуатацию 7 двухпутных вставок, а именно выполнены работы по отсыпке земляного полотна – 390,7 тыс. куб. м думпкарными поездами-«вертушками» с пути «в окно». Построены новые и наращены существующие волноотбойные и отбойные стены, удлинены железобетонные трубы и мосты. Отсыпана волногасящая полоса для защиты земляного полотна от размыва во время штормов, и построены защитная берма, набережные ограждения, ограждающая стенка и акустические экраны.

В рамках развития железнодорожной инфраструктуры Сочинского узла переустроены контактная сеть и устройства СЦБ. С 2010 года выполнены работы по строительству тяговых подстанций Магри, Лазаревская, Якорная Щель, Мацеста. Всего программой предусмотрено строительство почти 20 км нового железнодорожного пути. Протяжённость введённых в эксплуатацию двухпутных вставок за период 2008 – 2011 годов составила около 20 км. В мае 2012 года Сочинский филиал ОАО «РЖДстрой» завершил последний этап работ – строительство двухпутной вставки на перегоне Водопадный – Лазаревская. В результате полной реализации проекта усиления линии Туапсе – Адлер поэтапно увеличится провозная способность магистрали, повысится безопасность движения, сократится время следования поездов, в значительной мере будет устранена опасность разрушения линии в результате природных явлений – штормов, обвалов, оползней, селей. В результате будут снижены риски транспортной изоляции Сочи.


На сложном участке

Ещё одним ключевым элементом работ, выполняемых ОАО «РЖДстрой», является реконструкция участка Туапсе – Адлер. Существующая линия железной дороги от Туапсе до Адлера проходит у подножья высокого и крутого косогора по береговой кромке нагорного склона, представляющего обширный циркообразный оползень. Низовой откос полунасыпи, ограниченный пляжной полосой, требует постоянного наблюдения, исследования, разработки и строительства защитных сооружений. При этом климат Черноморского побережья характеризуется разнообразным температурным режимом с затяжными дождями в зимний период.

Сложное расположение линии Туапсе – Адлер предъявляет серьёзные требования к надёжности и эксплуатационным свойствам транспортной инфраструктуры. 60% её протяжённости составляют кривые участки, в том числе 6,5 км из них обладают радиусами менее 300 метров и уклон 13,6 промилле. В целях обеспечения безопасности движения поездов ежегодно реализуется инвестиционная программа ОАО «РЖД» «Реконструкция участка Туапсе – Адлер», включающая строительство и реконструкцию искусственных сооружений для защиты земляного полотна для усиления надёжности и безопасности движения поездов как со стороны моря, так и с нагорной стороны. Железную дорогу вдоль побережья оборудуют волноотбойными и противооползневыми подпорными стенами, защитными бунами, волногасящими полосами. Оползневый косогор закрепляют сеткой двойного кручения, водоотводные сооружения приводят в рабочее состояние, поскольку они оказывают значительное влияние на безопасную эксплуатацию построенных сооружений.


Этапы роста

По итогам выполнения производственных программ предыдущих лет Сочинский филиал ОАО «РЖДстрой» зарекомендовал себя как надёжный подрядчик, в полной мере отвечающий требованиям ОАО «РЖД» по исполнению графиков производства работ, качеству строительно-монтажных работ, охране труда и технике безопасности.

Это во многом обусловлено тем, что ОАО «РЖДстрой» были своевременно приняты решения по структурному развитию компании. Одним из важных шагов в этом направлении стало создание 19 апреля прошлого года в составе ОАО «РЖДстрой» нового производственного структурного подразделения – Дирекции выделенных проектов, задачей которой и стало непосредственное курирование строительства объектов в Сочи. Ещё одним важным шагом по развитию производственных возможностей стало заключение между ГК «Олимпстрой» и ОАО «РЖДстрой» договоров на строительство многоквартирных жилых домов для размещения временного персонала, волонтёров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения Игр, и объектов Олимпийского парка. В рамках этих договорённостей Дирекция выделенных проектов ОАО «РЖДстрой» произведет работы по благоустройству 80 гектаров площадей Олимпийского парка с возведением малых архитектурных форм, в том числе Аллею флагов и пропилеи. При этом в Сочи завод СМТ «Стройиндустрия» – филиал ОАО «РЖДстрой» уже развернул линию по производству плитки ( брусчатки, которая пойдет на укладку пешеходных зон Олимпийского парка).

Уже проведены подготовительные работы по строительству многоквартирных домов для персонала: завершены инженерные изыскания, снят плодородный слой почвы на площадках и демонтированы строения. Устанавливаются подпорные стены и фундамент, бетонируются цокольные этажи.

Сегодня, спустя год после начала деятельности дирекции, ведутся активные работы по всем этапам: вывозится техногенный грунт на утилизацию, смонтированы металлоконструкции тренировочных арен для команд по хоккею и фигурному катанию, кладется кровля. Устроены буронабивные сваи под опоры пешеходных мостов.

Олимпийская стройка – самый масштабный проект, который когда-либо вёл «РЖДстрой», позволяющий сотрудникам компании получить уникальный опыт по возведению сложных инфраструктурных объектов. В их строительстве задействовано больше тысячи человек и больше полутора сотен единиц техники. Численность самой дирекции также увеличивается каждый месяц – на олимпийскую стройку со всей страны съезжаются новые специалисты. В итоге её коллектив насчитывает уже 72 человека.


В досье
    Объёмы затраченных строительных материалов и выполненных работ ОАО «РЖДстрой» по строительству объектов в Сочи в рамках подготовки к Олимпийским играм 2014 года:
    волноотбойные стены – более 7,65 тыс. погонных метров (44 объекта);
    подпорные стены – более 5,6 тыс. погонных метров (47 объектов);
    железобетонные трубы и мосты – 915,3 погонного метра;
    волногасящая полоса – более 11,5 тыс. погонных метров;
    защитная берма – 370 погонных метров;
    набережные ограждения, ограждающая стенка и акустические экраны – более 11 тыс. погонных метров;
    контактная сеть – 31,3 км;
    устройства СЦБ – 52 км.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31