16 апреля 2021 17:04

Объехать риски

Прорыв в реформировании отрасли любой из стран «пространства 1520» требует общей стратегии

На прошедшем в Москве в мае 56-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества представители железнодорожных администраций «пространства 1520» поделились своим опытом и планами реформирования отрасли. А также попытались найти рекомендации по оптимизации процесса, универсальные для всех постсоветских стран.

Любые изменения железнодорожники начинают только после оценки рисков для экономики
Базой дискуссии стали подготовленные экспертами АНО «Институт естественных монополий» (ИПЕМ) «Рекомендации по реформированию железнодорожного транспорта государств – участников совета». В документе изложен универсальный для каждого из государств комплекс мер, накопленных по структурным преобразованиям в отрасли.

Однако страны «пространства 1520» находятся на разных стадиях реформ. Например, в разделении функций государственного управления от хозяйственной деятельности. Или в не менее важном аспекте – отделении инфраструктуры от перевозочной деятельности.

Поэтому самый универсальный рецепт при начале реформ пока один – перед началом структурных изменений создать инструменты снижения рисков. Провести исследование возможных негативных эффектов для экономики. Составить бизнес-план привлечения частных инвесторов в отрасль.

Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников рассказал о российском опыте реформ. Создана принципиально новая структура рынка, обеспечено развитие конкуренции в различных сферах деятельности, сопутствующих перевозкам.
«Вместе с тем в ходе завершения третьего этапа реформы проявились проблемы, решение которых выходило за хронологические рамки программы структурной реформы», – подчеркнул Валерий Решетников. Основные из них: несовершенные нормативные и тарифные условия развития рынка оперирования грузовыми вагонами и так же далёкие от идеала механизмы финансирования инфраструктуры общего пользования. Пути решения этих проблем отражены в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

В качестве механизма совершенствования тарифной системы ИПЕМ предлагает гармонизацию структуры тарифа на перевозку грузов в транзитном, экспортном и импортном сообщении. Объясняется это тем, что в разных странах «пространства 1520» они неодинаковы, а это препятствует обращению приватных вагонов на территории соседа. Тем более на фоне постоянного увеличения приватной техники в парке участников совета.

Именно проблема управления парком в новых условиях остаётся самой острой для всех соседей. Пока стороны обсуждают одну инициативу – совершенствование Соглашения о Единой системе управления парком грузовых вагонов. Ожидается, что внедрение ЕСУ ПГВ откроет доступ администрациям к свободному подвижному составу, а частным компаниям – к более широкому кругу грузов с сокращением расходов на управление парком.

Маргарита Меньшакова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30