25 октября 2021 23:07

Люди – главное богатство

Воронежскому вагоноремонтному заводу исполнилось 100 лет

В преддверии крупного юбилея этого предприятия генеральный директор ОАО «Вагонреммаш» Валерий Николаев рассказал «Гудку» о том, почему крыша может быть важнее оборудования, о том, кого можно назвать лучшими работниками Воронежского ВРЗ, и о нелёгких временах, в которых пришлось работать одному из ведущих предприятий отрасли.

Валерий Николаев, генеральный директор ОАО «Вагонреммаш»
– Валерий Иванович, как бы вы оценили сегодня место Воронежского вагоноремонтного завода в рамках структуры «Вагонреммаша»?
– Оно, конечно, значительное. Но замечу, что когда акционерное общество «ВРМ» создавалось, мы не делали акцента только на каком-то одном предприятии. В его основу в равной степени легли имущественные базы трёх вагоноремонтных заводов. Кроме Воронежского – ещё и Новороссийского и Тамбовского. Все эти предприятия работают в одной связке в отлаженном ритме. Это позволяет сокращать межремонтные сроки и влияет на качественное выполнение работ.

– И всё-таки, в чём ваш завод оказался если не лучше, то по крайней мере расторопнее других. Именно он первым занялся в России капитально-восстановительным ремонтом пассажирских вагонов. Собственно, как так вышло?
– В теории, роль железных дорог – перевозить грузы и пассажиров. Но так получается, что они же у нас всегда занимались формированием подвижного состава и как следствие – его изготовлением. Но когда распался Советский Союз, рухнуло тяжёлое машиностроение, а денег на закупку нового подвижного состава найти было сложно. Исходя из этого, руководство МПС и приняло решение заняться капитально-восстановительным ремонтом. В 1990-е такой метод модернизации вагонов был очень популярным.
Специалистов вагонных депо и заводов по ремонту пассажирских вагонов командировали в страны Европы и Америки. Здесь они всё изучили, и, когда вернулись, ВНИИЖТу и Воронежскому заводу было поручено подготовить необходимую документацию и один опытный образец, стоимость которого не должна была превышать 70% от нового вагона. Работы по созданию вагона велись в течение шести месяцев. В конце концов его презентовали и одобрили.
Всё это я хорошо помню, так как работал на Воронежском ВРЗ.

– Насколько сложными выдались для Воронежского завода постперестроечные годы? Сложно ли было удержать людей?
– Когда в августе 1941 года советский лётчик Виктор Талалихин шёл на таран, о себе он не думал, его мысли были о защите Отечества. С железнодорожниками похожая история. Самоотверженность у них внутри заложена, как и преданность делу, и профессионализм. В связи с этим вспоминается такой случай, когда на Воронежском ВРЗ мы стали крышу менять. Это было в 2002 году. Из-за бумажной волокиты деньги на ремонт выделили только в сентябре. Как бы то ни было – осваивать нужно, стали разбирать кровлю. И вот представьте: 2-я смена, два часа до полуночи, я захожу в электроремонтный цех. Здесь у нас одни женщины трудятся – ремонтом светильников занимаются. Иду, в общем, по цеху, крыши над головой нет. Лёгкий снег в воздухе, мороз минус 22, над головой дыра и звёзды виднеются. А наши женщины сидят, накрытые целлофаном, и светильники чинят. Подхожу к ним. Ну, всё, думаю, сейчас на части разорвут. «Как вы, не замёрзли?» – интересуюсь. А они вместо жалоб говорят: «А работа ещё будет?» Таких людей я называю железнодорожниками с большой буквы.

– Крыша, сделанная в зимнюю пору, ещё стоит?
– Ей уже около десяти лет, и заводчане не жалуются. Кстати, за то, что оздоровление завода мы начали именно с крыши, на меня даже некоторое время косо смотрели. Но потом меня поняли. Дело в том, что строительство завода проходило не по правилам. Много раз его перестраивали, надстраивали, реконструировали, в связи с этим с крышей всегда были проблемы – она была неровной, протекала. А есть такое правило: каждый завод строят под какой-то определённый вид продукции. Мы же не могли завозить новые станки, которые в случае попадания на них дождевой воды могли выйти из строя! Вот и пришлось первым делом браться за крышу. Кстати, мы рискнули и заключили контракт с фирмой, которая на то время предлагала совершенно новый метод кровли. Теперь спустя годы могу с уверенностью сказать, что в своём решении мы не прогадали. А фирма, делавшая крышу Воронежскому заводу, по той же технологии сейчас работает в Сочи – на тех вокзалах, которые ОАО «РЖД» строит в преддверии Олимпийских игр.

– Бытует мнение, что вузы уже лет 15 не готовят специалистов по ремонту пассажирских вагонов. Кто же тогда работает на Воронежском ВРЗ?
– Тут вы, конечно, правы. В стране с этим сложности. У нас не осталось специализированных училищ, которые готовили бы специалистов по ремонту пассажирских вагонов. Экономистов и юристов море, а хорошего фрезеровщика, токаря, слесаря, кровельщика не найдёшь. Хотя в плане профессионализма и подготовленности Воронежский ВРЗ может дать фору многим другим заводам. Заводские династии на всех заводах «Вагонреммаша» – это примерно от 35 до 40% численности персонала. Что касается именно воронежского предприятия, то здесь на 2,5 тыс. человек 400 специалистов с высшим образованием, а ещё 570 – со среднеспециальным. Ещё около сотни учатся в вузах и 30 в техникумах. Для российского машиностроения это очень качественные показатели.
Говоря, так сказать, об ударниках производства, хочется отметить токаря Пехтерева, который вот уже 52 года вытачивает на своём станке детали. В марте ему исполнился 81 год. Со всем справляется, а на пенсию уходить не думает.

– Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Были ли у Воронежского ВРЗ мысли, кроме как ремонтом вагонов, заняться ещё и их производством?
– Вообще-то были. Лет десять назад с Воронежским ВРЗ достаточно тесно работал в этом плане Андрей Черкашин, возглавлявший на тот момент ПКТБ «Магистраль».
С ПКТБ мы сделали совместный проект пассажирского вагона 9509, который произвёл фурор. Ещё бы, какой-то вагоноремонтный завод вдруг сделал внутренний интерьер вагона, отвечающий всем требованиям международных стандартов.
Кстати, не стоит думать, что раз мы не производим вагоны, то обязательно уступаем вагонопроизводителям. Технологически наша работа может быть сложнее, требуя применения куда более современных технологий. Воронежский ВРЗ можно даже назвать в числе флагманов по инновационным проектам. Вагонопроизводители работают на поток: проект одобрили – и начали штамповать. А для нас вся работа эксклюзивная: типовые проекты совершенствуются, постоянно вводятся рационализаторские предложения и т.д.
На Воронежском вагоноремонтном заводе освоен ремонт практически всех типов пассажирских вагонов. Вместе с тем деятельность завода не ограничивается ремонтом серийной продукции. За последние годы мы изготавливали вагоны для перевозки легковых автомобилей, вагоны-тренажёры, вагоны-салоны и вагоны-лаборатории для инфраструктурных хозяйств компании.
С 2004 года завод изготовил 4 передвижных консультативно-диагностических центра – поезда «Здоровье». Поезда предназначены для оказания медицинской помощи жителям самых отдалённых станций российского Севера, Дальнего Востока и Сибири. Вагоны поезда оснащены современным оборудованием и обеспечивают широкий спектр медицинских услуг.
Летом 2010 года в России на всей территории сначала Центрального федерального округа, а затем и в других регионах России возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Руководством ОАО «РЖД» было принято решение об обновлении парка пожарных поездов, и в 2011 году Воронежским заводом выпущено в эксплуатацию 7 вагонов насосных станций для пожарных поездов, в 2012 году будет изготовлено 11 вагонов.

– Валерий Иванович, что же вы подготовили для заводчан с Воронежского ВРЗ на день юбилея?
– Всё действие пройдёт 1 июня в пятницу. С утра выступит наш заводской оркестр. Приглашать артистов из Москвы не стали. Во-первых, дорого. Во-вторых, вы не поверите, сколько у нас талантливых людей на заводе. Они, не стесняясь, и спеть, и станцевать на сцене готовы. Кроме концерта, по цехам у нас пройдут собрания, будут вручаться награды. Приказы о награждении уже подписаны президентом ОАО «РЖД», мною, нынешним директором Воронежского ВРЗ, профсоюзами, губернатором Воронежской области и мэрией Воронежа. Всего отметим около 400 человек. Они этого действительно заслужили. Около 600 человек отдохнут в одном из дворцов культуры города.
Кроме того, в день юбилея на заводской площади пройдёт установка стелы и закладка капсулы с посланием для работников завода через 50 лет.

– Что бы вы лично хотели сказать работникам Воронежского ВРЗ в связи с юбилеем?
– Завод встречает юбилей сильным и перспективным предприятием вагоноремонтной отрасли. В истории его побед огромную роль сыграли и руководители, и рабочие, все они – настоящие мастера своего дела. От всей души желаю заводу развиваться и дальше. Сохраняйте, берегите и развивайте традиции, заложенные ранее. Смелее и эффективнее используйте инновации и технологии нового, XXI века. Желаю всем работникам завода личных успехов, здоровья и благополучия. Пусть для Воронежского ВРЗ всегда будут открыты горизонты, исполняются задуманные планы и проекты. Пожелание молодым – не бойтесь мечтать.
Не сомневаюсь, что к этому поздравлению присоединяется весь коллектив ОАО «Вагонреммаш».

Беседовал Владислав Витальев


Справка
    В годы Отечественной войны Воронежский вагоноремонтный завод перестроился на выпуск военной продукции. Было налажено производство специальных бронепоездов, деталей минометов «катюша». Завод изготавливал крупнокалиберные мины, ремонтировал танки, строил дороги к линии фронта. Более 300 работников участвовали в военных действиях. На заводской территории установлен памятник-монумент павшим героям. Сразу после освобождения Воронежа началось восстановление завода, товарного, пассажирского цехов, и уже в 50-х годах завод смог начать освоение ремонта комфортабельных пассажирских вагонов, оснащённых сложным оборудованием. В это же время коллектив предприятия начинает осваивать первыми в стране ремонт льдопоездов, импортного рефрижераторного подвижного состава, и с тех пор завод стал ведущим предприятием в отрасли, выпуская всё новые и новые типы подвижного состава.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31