12 апреля 2021 09:42

Колёсный слон

Новая установка избавила путейцев от «ломового» труда

На Юго-Восточной дороге начала работу вакуумная уборочная машина МВУ-18000, которая облегчает труд и экономит время на устранение таких неисправностей пути, как локальные выплески.

Управлять машиной можно играючи
Выплески происходят из-за большого количества осадков. На пути появляются грязь, щебень вперемешку с землёй и песком. Под выплеском нарушается состояние балласта, происходит перекос пути.
– Таких на сети всего две: у нас и на Московской дороге, – говорит заместитель начальника Юго-Восточной дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин Андрей Баторин, показывая, как на третьем пути станции Масловка машина убирает выплески. – Технология новая. МВУ-18000 сделали «Калугаремпутьмаш» и шведская фирма DISAB, работает как пылесос неимоверной мощности.

Я ожидал рёва турбин и пыли столбом, а услышал только звук дизеля и почти неслышный на его фоне гул всасываемого воздуха.
– Два дизеля приводят в движение турбину и транспортёр для освобождения бункеров-накопителей, – рассказывает машинист Олег Лахин.

Мощность турбины – 18 тыс. кубометров в час – позволяет убирать даже слежавшийся с грунтом щебень так же легко, как это делает домашний пылесос с пыльным ковром.

Грязный щебень попадает в бункер ёмкостью 21 кубометр. А некрупный сор и пыль отсеиваются в отдельную ёмкость. Перед турбиной – фильтры, чтобы не попал мусор. Потом щебень можно перегрузить в вагон, а если путь боковой, то просто ссыпать под откос, – объясняет Олег.

За работу сопла, которое всасывает щебень, отвечает машинист-оператор Владимир Фёдоров.
– Пришлось привыкнуть больше времени проводить на ногах. Когда работал на щебнеочистительной машине, основное управление шло из кабины, а тут джойстик на поясе. Я манипулирую соплом, находясь на пути, рядом с ним, чтобы лучше видеть работу и направлять его между шпал. Учиться долго не пришлось: всё просто и очень интересно, управление, как на детской игровой приставке. Рычажком двинешь, а там сопло пошло щебень и грязь сухую засасывать под нужным углом, – делится впечатлениями Владимир.

Когда машина только начала работать, путейцы ей помогали: разбивали выплески ломами. Но оказалось, можно обойтись и без этого.
– Технология новая, первый раз действовали осторожно. Потом попробовали, и оказалось, что машина засасывает загрязнённый щебень и так, монтёрам пути не надо орудовать ломами, – уверяет машинист.
– Чтобы вручную очистить пять шпальных ящиков, требовались восемь человек и полный рабочий день. Машина справляется с задачей за пару часов. Ей помогают два монтёра – только отодвигают шпалы, чтобы дать соплу возможность дотянуться до щебня. Людям легче стало, время и силы экономятся, – подтверждает дорожный мастер Воронежской дистанции пути Дмитрий Левченко.
– Теперь и без лишних рабочих рук обойтись можно. Такая вот «бесчеловечная» технология, – шутит Андрей Баторин.

Владимир надевает специальный пояс, цепляет пульт управления. Остаётся только подключить провод к разъёму машины, и через пару минут сопло приходит в движение.
– Оно на гидроприводе, который может перемещаться перпендикулярно пути, вытягиваясь на шесть метров. Вглубь на полтора метра уйти можно, не боясь повредить кабель. Ведь воздух вреда коммуникациям не причинит, – говорит Фёдоров.

Он жмёт кнопку. Щебень и слежавшийся грунт пушинками влетают в сопло. Секунду назад всё это лежало монолитом, а теперь, как по волшебству, исчезает в «хоботе» машины. Несколько минут, и уже видно основание двух шпал и сырой грунт.

Прощаемся с путейцами, которые могут насладиться сознанием того, что не им придётся устранять выплеск.

Сергей Сонин
Масловка – Воронеж

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30