22 апреля 2021 03:19

Машинная оценка

Контроль качества вождения поездов автоматизируют

На сети создаётся система учёта и анализа нарушений безопасности движения поездов по результатам автоматической расшифровки кассет регистрации локомотивных устройств.

Техника-расшифровщика заменит специальная программа
Об этом заявил главный инженер Дирекции тяги Алексей Ходакевич на прошлой неделе на совещании в Ярославле. Проект планируется реализовать в 2012–2013 годах, вложив в него около 1 млрд руб. Пилотным полигоном станут эксплуатационное локомотивное депо Ярославль-Главный и Северная магистраль.
«Создаваемая система АСУТ-НБД-2 – маленький переворот в организации работы локомотивного комплекса компании, – считает Алексей Ходакевич. – Она затронет не только технологию, но и мышление персонала, его подготовку и мотивацию».

Сейчас выявление нарушений, допущенных локомотивной бригадой во время поездки, ведётся в ручном режиме. Специалисты расшифровывают скоростемерные ленты либо электронные носители информации, фиксируют и анализируют нарушения технологии.
«Проект предусматривает автоматизацию процесса расшифровки кассет регистрации с исключением человеческого фактора, – пояснил начальник отдела информационных технологий Дирекции тяги Евгений Поцелуев. – Техническая база для его реализации есть: 54% парка локомотивов оснащены приборами безопасности с возможностью записи параметров движения на кассету. А на Северной дороге до конца нынешнего года такими приборами будут оборудованы все локомотивы».

Для считывания данных с кассет регистрации во всех пунктах явки локомотивных бригад будут установлены электронные терминалы самообслуживания. Всего планируется поставить на дороги 3375 таких терминалов. Специальная программа будет выполнять работу техника-расшифровщика – декодировать файлы бортовых устройств, выявлять нарушения безопасности движения и эксплуатационной работы. Затем эксперт-аналитик центра расшифровки совместно с командно-инструкторским составом депо будут с помощью программных средств расследовать нарушения, а также разрабатывать меры по их предотвращению и проводить адресное обучение локомотивных бригад.
«Закономерно, что пилотная часть проекта АСУТ-НБД-2 будет реализована на Северной дороге, – заметил заместитель гендиректора Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС») Юрий Машталер. – Ведь именно здесь, в депо Лоста, впервые попытались создать аналогичную систему. Тогда для полного воплощения идеи не хватило времени, средств и знаний. А теперь все мы сможем объединиться вокруг этого замысла и довести дело до конца».

По его мнению, проект должен в конечном итоге перерасти в новую систему управления локомотивным комплексом ОАО «РЖД». Ведь АСУТ-НБД-2 нацелена на выявление узких мест в работе тягового подвижного состава и адресную корректировку проблемных процессов.
«Внедряемая система будет не просто информировать о нарушениях технологии, но и поможет принимать меры, а также отслеживать результат управляющего воздействия, – отметил гендиректор ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» (головной разработчик АСУТ-НБД-2) Александр Тимченко. – Не случайно спрос на такую систему появился именно сейчас, когда выделившиеся дирекции осознали себя бизнес-единицами и стали нуждаться в действенных рычагах управления».

Заказчиками проекта, кроме Дирекции тяги, выступили Дирекции инфраструктуры и моторвагонного подвижного состава. Замначальника отдела безопасности и технологического контроля Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Владимир Крупин подчеркнул, что дирекция готова участвовать во внедрении системы, так как моторвагонный парк на 99% оснащён приборами безопасности. А Юрий Машталер предложил включить в пилотный проект моторвагонное депо Данилов и учитывать специфику вождения электропоездов.

По словам разработчиков, АСУТ-НБД-2 будет внедряться в интеграции с технологией Электронного маршрута машиниста, которая успешно реализуется на ряде дорог. Локомотивные бригады уже пользуются электронными терминалами для оформления маршрута. Теперь у терминалов появится и функция считывания кассет регистрации. В итоге вся информация о поездке будет практически в режиме реального времени доводиться до машиниста.
«Важно, чтобы наши машинисты поверили в достоверность результатов автоматической расшифровки параметров поездки, в объективность расследования, как они поверили в электронный маршрут», – поделился своим мнением начальник Северной дирекции тяги Владимир Зданович.

По мере внедрения АСУТ НБД-2 должны измениться функции персонала, работающего со скоростемерными лентами и кассетами регистрации. Количество техников-расшифровщиков будет сокращаться, а наиболее грамотные из них пройдут переобучение и получат статус экспертов-аналитиков. «Нет необходимости собирать в одном здании расшифровщиков со всей дороги, как это планировалось изначально, – уверен Юрий Машталер. – Будущие эксперты центра расшифровки должны работать на местах в тесном контакте с начальниками эксплуатационных депо».

По предварительным подсчётам, срок окупаемости проекта АСУТ НБД-2 – около пяти лет. Экономический эффект за 10 лет должен составить 1,89 млрд руб.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль
Фото автора


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30