21 апреля 2021 04:43

Начать с начала

Для рентгеновского контроля литья пока нет нужной техники

Существующее рентгеноскопическое оборудование не может быть применено для высокопроизводительного выявления внутренних дефектов в литых деталях тележек грузовых вагонов. Для создания нужного оборудования требуется проведение исследования.

Пока дефекты приходится находить дедовскими методами
Использование рентгеновских лучей позволяет не только обнаружить, а и наглядно увидеть дефекты и получить наиболее полную информацию о них в отличие от пороговых дефектоскопов. Это значительно повысит эффективность контроля и поможет более обоснованно и в более короткие сроки разработать критерии браковки литых деталей тележек.

Между тем в отличие от досмотровых систем на транспорте или медицинских целей использования рентгена при контроле тележек приходится иметь дело с массивными толстостенными деталями сложной формы, где необходимо выявить дефекты, отличающиеся очень малыми размерами, неизвестной ориентацией и формой.

Для рентгеновского контроля в качестве источников излучения для рассматриваемой цели могут быть использованы рентгеновская трубка, бетатрон или линейный ускоритель. Рентгеновская трубка позволяет контролировать с большей точностью стальные детали радиационной (суммарной) толщиной не более 80 мм. Оборудование в этом случае отличается наименьшей стоимостью, для его использования требуется защитная камера меньших размеров, менее жёсткие требования к условиям работы и обслуживающему персоналу. Однако трубка не в состоянии выявить дефекты во всей детали, так как значительная часть суммарных толщин, особенно усиленных тележек, превышает 100 мм.

Скорее всего, полный высокопроизводительный контроль могут обеспечить более мощные источники излучения. Бетатрон и линейный ускоритель дают возможность контролировать толщины до 350 мм, но требуют более серьёзных мер защиты, несколько большей площади. Но они дороже или сложнее. А главное, посмотреть их в действии не удаётся из-за отсутствия в наличии у кого бы то ни было требуемого комплекта оборудования.

Поэтому при заказе рентгеновского оборудования необходимо определить требования к нему. Но это представляет собой проблему, поскольку неясно, какие внутренние дефекты будут выявляться и какие указывать требования к ним в техзадании на оборудование – критериев браковки не существует. Вместе с тем даже после приобретения требуемого по мощности, производительности и технологии оборудования потребуется большое время для систематизации выявляемых дефектов, разработки критериев браковки. Какой будет окончательный результат, покажет только время. С учётом высокой стоимости оборудования и затрат на обслуживание и на персонал для любого предприятия финансирование такого мероприятия довольно проблематично.

В связи с этим целесообразно рассмотрение вопроса совместного финансирования исследования по определению параметров рентгеновского оборудования и работ по созданию на сети пункта рентгеновского контроля, как вариант, на базе одного из литейных заводов или специализированного диагностического центра, например в рамках ОПЖТ.

Такой пункт может быть использован также для отладки технологии литья при освоении новых моделей тележек, технологии контроля при ремонте и изготовлении, обследования партий тележек вагонов, выведенных из эксплуатации по предписаниям, позволит определить оптимальные параметры оборудования для литейных заводов и вагоноремонтных предприятий.

Владимир Маловичко,
доцент кафедры «Вагоны» МГУ ПС (МИИТ), зам. техдиректора ОАО ХК «СДС-Маш», к.т.н.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30