13 апреля 2021 13:29

Некопеечные убытки

Администрация Владимирской области не выделяет денег, обещанных пригородному перевозчику

Уже начались летние перевозки 2012 года, а ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (ВВППК) ещё не получила ни копейки из бюджета Владимирской области в счёт компенсации понесённых в этом регионе убытков за 2011 год.

А ведь работала она, обо всём договорившись с администрацией региона. Тариф на перевозки был ниже экономически обоснованного уровня. Составлял он 2,26 руб. за 1 км, и эти расчёты были приняты региональной властью, а согласовали тариф с губернатором в размере 1,52 руб. за 1 км. Разница – 74 коп. Но в результате за 2011 год ВВППК, перевозя по Владимирской области пассажиров по более дешёвому тарифу, понесла немалые убытки – 69,258 млн руб.

Кировская, Нижегородская области, Удмуртия ежемесячно в установленный срок гасят потери в доходах ВВППК, которая обслуживает их население по социально-обоснованным тарифам. А вот Постановление владимирского губернатора от 29 ноября 2011 года № 1335 определило, что этот регион выплатит компенсацию на основании годовой финансово-статистической отчётности. В результате перевозчик лишился финансовой возможности полностью своевременно оплачивать услуги ОАО «РЖД» за предоставление железнодорожной инфраструктуры и аренду подвижного состава с экипажами.

Но и это своё постановление администрация не выполнила. Отчёт о недополученных доходах за 2011 год был предоставлен своевременно – до 15 апреля 2012 года. Администрация области должна была в течение трёх дней с момента получения документов проверить их полноту и правильность оформления, а затем в течение 10 дней перечислить субсидию перевозчику. Денег этих не появилось. В ВВППК узнали, что в бюджете области на то средств не предусмотрено. А о принятом в связи с этим решении её в известность не поставили.

В 2012 году ситуация складывается не лучше. Экономически обоснованный уровень тарифа составляет сейчас 2,66 руб., а стоимость проезда для пассажиров установлена в соответствии с прошлогодним – 2,26 руб. за 1 км. За I квартал, обслуживая Владимирскую область, ВВППК потеряла в доходах вследствие этого 16,1 млн руб. Средства на возмещение этих потерь в областном бюджете также не предусмотрены.

Постановление губернатора Владимирской области от 26 декабря 2011 года № 1466 увеличило стоимость проезда в пригородных поездах ВВППК на 48,7%. Тариф в этом регионе стал самым высоким на полигоне обслуживания компании (в Нижегородской области действует тариф в 1,25 руб., а в Кировской – 1,06 руб. за 1 км). В то же время для другого железнодорожного перевозчика – ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» – был установлен тариф 1,57 руб. за 1 км – на 44% меньше, чем для ОАО «ВВППК». Чем объяснить такую дискриминацию?

Высокие цены в пригородных поездах вынуждают жителей региона искать другие способы передвижения. За I квартал 2012 года число платных пассажиров пригородных поездов ВВППК во Владимирской области снизилось по сравнению с тем же временем 2011 года с 355,8 до 317,7 тыс.

Тариф 2,26 руб. за 1 км неудобен в расчётах с пассажирами, и областная администрация предложила перевозчику округлить тарифы в меньшую сторону, а это приведёт за год к дополнительным потерям в доходах на 1,1 млн руб. И нет никаких гарантий, что их возместит областной бюджет, потому тариф «с копейками» приходится сохранять.

В регионах обслуживания ВВППК всегда действовал тариф для детей от 5 до 7 лет в размере четверти стоимости полного билета. Но постановление губернатора Владимирской области его не предусматривает. Администрация региона предложила перевозчику установить такой тариф самостоятельно, вновь не гарантируя возмещение потерь. А они прогнозируются в размере 11,8 млн руб. в год. Если администрация не установит детский тариф, компания не сможет нести дополнительные убытки и родителям придётся оплачивать проезд детей полностью.

Владимирская область является у компании также единственным регионом, где не заключён договор на льготные перевозки в пригородных поездах студентов и школьников, хотя все регионы из федерального бюджета получают субсидию на возмещение соответствующих потерь в доходах. Тем не менее ВВППК во Владимирской области перевозит учащихся по льготным билетам, не имея гарантий, что потери будут возмещены. А они в I квартале 2012 года составили уже 5 млн руб.

Экономически обоснованные затраты ВВППК во Владимирской области выше доходных поступлений, бюджетные субсидии не предоставляются. Какими же средствами тогда обеспечить заказанный регионом объём движения пригородных поездов? Их отмена станет неизбежной. Так обозначил ситуацию генеральный директор компании Василий Остряков в открытом письме председателю законодательного собрания Владимирской области.
«Требуется принятие мер государственной поддержки для обеспечения потребности жителей Владимирской области в качественном транспортном обслуживании железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, возмещения потерь в доходах перевозчика, установления тарифов, удобных для расчётов с пассажирами, сохранения существующего объёма движения поездов, предотвращения негативных социальных последствий», – подводит итог Василий Остряков.

Игнат Вьюгин
Нижний Новгород


Справка
    ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» начало свою деятельность 1 декабря 2009 года в качестве агента по продаже билетов. Учредителями компании стали ОАО «РЖД», администрации Кировской и Нижегородской области.
    После получения лицензии ВВППК получила статус самостоятельного перевозчика и с 1 июля 2010 года приступила к перевозке пассажиров в пригородном сообщении. В настоящее время работает в четырёх российских регионах: Владимирской, Кировской, Нижегородской областях и Удмуртской Республике.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30