17 октября 2021 11:26

Учиться и учить

Преподаватель Самарского государственного университета путей сообщения Дмитрий Носырев изобретает с детства, со школьной скамьи. Первое своё изобретение  – «вечный» гидравлический двигатель для катеров – он придумал ещё в первом классе.

Конечно, это была лишь попытка, но страсть к изобретениям сохранилась и по сей день. В конце 60-х годов он разрабатывал и испытывал энергонасыщенные узлы знаменитых кузнецовских двигателей НК – для советской «лунной» программы. В наши дни их модификации широко используются в наземных энергоустановках, в том числе на первом российском газотурбовозе.

Дмитрий Яковлевич – автор более 200 работ, из которых более 140 относятся к железной дороге. Более 20 изобретений и десять компьютерных программ Носырева используются на Куйбышевской, Приволжской, Южно-Уральской и других магистралях.

Дмитрий и его брат Виктор с детства увлекались физикой, химией и математикой. Воспитанием сыновей в основном занималась мама Вера Павловна. Отец Яков Сидорович работал на фабрике.
– Мне повезло с первыми учителями. Это были в основном фронтовики – вчерашние боевые связисты, механики, артиллеристы. Они имели глубокие знания по основным предметам, учили на совесть и приобщали детей к техническому творчеству. Помогали нам осваивать азы науки и изучать различную технику. Учиться было интересно, и мы старались, – рассказывает Дмитрий Яковлевич.

Ещё один важный урок получил вчерашний школьник, когда впервые познакомился с научной работой ставшего впоследствии знаменитым на всю страну Генриха Альтшуллера «О психологии изобретательского творчества». В книге автор доступным языком изложил алгоритм решения изобретательских задач, так называемый АРИЗ.

Когда пришло время определяться с выбором профессии, он решил заняться техническим творчеством и поступил в Куйбышевский авиационный институт на самый престижный факультет – двигателестроения. Это был 1960 год, а спустя год в космос полетел Юрий Гагарин.
– Первый полёт для студентов, занимавшихся освоением космоса, словно взмах флажка на старте. Мы были уверены, что уже скоро наши космические корабли отправятся к новым неизведанным галактикам. Это и определило тематику будущих проектов и научных работ, – рассказывает Дмитрий Носырев.

После окончания вуза распределился на Куйбышевский моторный завод, где работал инженером-конструктором под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова.
– Приятно сознавать, что в создании первого российского газотурбовоза есть вклад и нашего поколения. Ведь идеи Николая Дмитриевича опередили время и актуальны до сих пор, – говорит Дмитрий Носырев.

Там же, на заводе, он познакомился с будущей женой. Приятель проводил для него небольшую экскурсию и на одну из закрытых дверей указал: «А вот здесь у нас цветочная клумба!» Оказалось, в комнате работали девушки-копировальщицы. С одной из них Носырев познакомился, а спустя несколько лет Галина и Дмитрий поженились.

Для будущего изобретателя работа в коллективе Кузнецова стала хорошей школой поиска новых решений. Время шло, и в 1983 году ему предложили место в Куйбышевском институте инженеров железнодорожного транспорта, где он не только учил, но и привлекал студентов к изобретательской работе. В 1986 году Носырев совместно с учениками предложил стенд, предназначенный для контроля и диагностирования технического состояния турбокомпрессора. Потом были изобретения на эту и другие темы. В 2000 году Дмитрий Яковлевич защитил докторскую.
– У нас сформировалась группа из перспективных студентов и аспирантов, увлечённых изобретательством. Они могут многое, и самое главное – им под силу любая техническая задача, – говорит профессор Носырев.

Дмитрий Попов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31