16 апреля 2021 05:58

Магнит идеи

Учёный-железнодорожник создал новый стрелочный электродвигатель

В Национальном исследовательском университете МЭИ недавно состоялась защита диссертации на соискание учёной степени доктора технических наук на тему «Совершенствование электромеханических устройств железнодорожной автоматики и телемеханики». Научная работа была выполнена на Московской железной дороге. А её автор Зураб Васильевич Абусеридзе – преподаватель Российской академии путей сообщения.

Новоиспечённый доктор технических наук Зураб Абусеридзе
Его диссертация посвящена актуальной проблеме повышения эксплуатационной надёжности и эффективности стрелочных электродвигателей и представляет большой интерес для железнодорожников. Тем более что докторские диссертации по теме электрических микромашин для железнодорожного транспорта и метрополитенов у нас в стране не защищались с 1956 года (!).

Зураб Абусеридзе разработал и апробировал новую конструкцию асинхронного двигателя привода стрелочного перевода с массивным ферромагнитным ротором типа МСТ-0,3М и более мощный, 4-полюсный стрелочный коллекторный электродвигатель с магнитоэлектрической системой возбуждения типа МСП-0,35М. А затем был спроектирован и 6-полюсный асинхронный электродвигатель с двухслойным ротором мощностью в несколько сотен ватт. Все они по своим технико-экономическим показателям значительно превосходят серийные электродвигатели, применяемые на железных дорогах колеи 1520.

Проблемой усовершенствования электроприводов Зураб Васильевич занимается уже много лет. Богатый опыт – более 35 лет отдал производству, совмещая науку с практикой, – он вложил в создание новых конструкций коллекторных микромашин. Разработал также модель электропривода с электромагнитной фрикционной муфтой.

Зураб Абусеридзе много лет проработал на Московской магистрали, преподавал в МИИТе. Он подал около 200 рационализаторских предложений, имеет три патента на изобретения, опубликовал несколько десятков научных статей в отраслевых журналах. Не случайно ему присвоено звание «Заслуженный рационализатор РФ».

Многие предложенные им технические новшества уже используются. Экономический эффект от их внедрения, по данным ОАО «РЖД», уже превысил 340 млн руб. Кстати, одна из разработок автора четыре года назад была отмечена дипломом ОАО «РЖД» в номинации «Идея-2008».

Он пришёл в науку с железнодорожного транспорта, поэтому хорошо знает все его нужды и проблемы. Остальное сделала пытливость инженерного ума и неустанный поиск новых решений тех сложных задач, которые ставит перед отраслевой наукой время.

Анатолий Иванов,
почётный железнодорожник

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30